| ||||
Наш ответ "ОНГАКУ"!
| ||||
|
Понятное дело, что все, кто видел ГМ70,
"королеву триодов", ну просто не могут
спокойно жить, не сделав на ней
усилитель.
Ну и я, ваш покорный слуга, не стал исключением. С лёгкой руки своего товарища Эдуарда Ибрагимова (помните его обширное письмо в "Вестник АРА"?) я подсел на эти симпатичные большие лампы. Сначала я просто собрал выходной каскад на этой лампе. Анодное напряжение - 800 вольт, в катоде резистор 715 ом, 20 вт, зашунтированный конденсатором 100 мкф на 160 вольт. Транс в аноде - килоом на пять хотя бы. Сигнал подаём с преда на вход ГМ70 и слушаем: насколько сильно нас мучает фон. С моими АС фон невыпрямленного накала был жуткий, но, вы не поверите, у моего товарища с B&W604 он был практически не слышен. Чудеса! Если фон большой, выпрямляем его. Мощный диодный мост на Д305, конденсатор на 100000 мкф х 35 вольт не окажутся излишними в борьбе с фоном. Я применил такой большой конденсатор, чтобы не ставить дроссель в цепь накала. Чем меньше деталей, тем лучше! Да! Не забудьте включить последовательно с накалом гасящие пятиваттные (а лучше десятиваттные) резисторы по 0,33 ома , они будут принимать на себя бросок тока при включении, спасая накал ГМ70. Необходимо будет менять полярность подключения выводов накала к полюсам выпрямителя хотя бы раз в два месяца, чтобы постоянка не "намагничивала" нити накала. Когда фон побеждён, надо думать о схеме. Самое простое, что я придумал - SRPP на 6Н30П, питающийся от четырёхсотвольтового источника анодного напряжения. И отрицательное смещение на сетку ГМ70. Уже получилось неплохо. Но входное напряжение в этом случае должно быть не менее шести вольт. Такой вариант подходит не всем. Если не использовать межкаскадный транс, мы неизбежно приходим к схеме "Онгаку": SRPP на входе , каскад с непосредственной связью , далее - единственный проходной конденсатор , затем - катодный повторитель и выходная лампа. Перепробовав много вариантов по звуку, я закруглился на том, что вы видите на схеме. Первый каскад усиления на 6С3П, потом - половинка 6Н6П, конденсатор приличного качества и катодный повторитель на второй половинке. Подводных камней в таком построении нет, сложность (кажущаяся) состоит в обилии питающих напряжений. На самом деле и это не проблема. Первые два каскада вместе с источником отрицательного смещения питаются от стандартного ТАН-8, катодный повторитель - от ТАН-44, для выходной лампы придётся, правда, намотать силовик с 720-вольтовой обмоткой на железе от, скажем, ТС-250-2М. На каждый канал - свой силовой транс. Или один общий на оба канала на ОСМ-0,4. Накальники на ГМ70 также отдельные на двухкатушечных ТС-80 (железо ПЛ22 х 32), с полностью симметричной обмоткой 2 х 22 вольта со средней точкой. Вот, собственно, и все силовики. Анодные дроссели я мотал на ОСМ-0,1. Что-то около 2000 витков проводом 0,355 мм диаметром. Заметьте, что в выпрямителе +420 вольт для первых каскадов обязательно должен стоять косвеннонакальный кенотрон или маломощные демпферные диоды ( 6Ц10П, 6Ц19П ), обеспечивающие задержку подачи анодного для схемы с непосредственной связью. Отдельно скажу о построении высоковольтного выпрямителя. Схема подсмотрена у А.Пугачевского. 720-вольтовая обмотка идёт на мост на мощных диодах Д112-25-14, затем небольшой ( 10 микрофарад на 1000 вольт ) конденсатор хорошего качества, например, МБГП , а далее могучий демпферный диод 6Д22С, который подаст вам анодное напряжение на выходную лампу лишь спустя 30-40 секунд после включения. За это время все накалы уже прогреются и режимы устаканятся автоматически. После 6Д22С - стандартный П-фильтр из МБГВ (можно и К75-40) 60 мк х 1000 в, вышеописанного дросселя и МБГВ 100 мк х 1000 в. Теперь можно сказать и о применённых деталях. МБГВ в питании лучше не менять ни на что. В крайнем случае первый из конденсаторов П-фильтра можно заменить на серию К75. Проходной конденсатор - КБГ-МН, шунтированный серебром. Конденсаторы С1 и С2, шунтирующие катоды входных ламп, желательно Блэк Гейты. С2 может быть и бумажным, типа МБГП. На входе Г-образный регулятор громкости с Альпсовским Блэк Бьюти за 50 баксов, сигнал идёт мимо Альпса, практически не окрашиваясь слащавым звуком оного. Все резисторы - ПТМН, ВС, УЛИ, БЛП. Короче, лучшее, что у вас имеется. Электролиты - Хитачи, серий HU3 и HU4. Диоды Д112 можно заменить импортными BY228, но они мне по звуку как-то не понравились. Выходной трансформатор вы можете намотать по рекомендациям из уже известной вам моей статьи про выходники. Трансы под номерами 13, 15, 19 вполне подойдут. При монтаже помните о технике безопасности! Киловольт в аноде - это совсем не то же самое, что триста вольт, потребные для обычных ламп. В грозу у окна шьёт по воздуху! Другое дело, что усилителю нечего делать у окна в грозу… Ну вот очень сжатый рассказ про этот усилитель. Думаю, имея некоторый опыт усилителестроения, вам не трудно будет его изготовить. …А чем же закончилась моя эпопея с ГМ70? Спешу успокоить! Она не закончилась, она полным ходом идёт. На этот момент я не придумал ничего лучшего, как загнать ГМ70 в очень высоковольтный режим (1400 в) и раскачивать её одной (но очень хорошей) лампой через межкаскадный трансформатор. И ещё: никаких Чёрных Врат, сплошные батарейки в сеточной цепи! И огромные-преогромные трансформаторы!.. Работа в этом направлении ведётся. И, как всегда, чем дальше в лес, тем больше дроф… и попугаев, и корофф! Тьфу! Не корофф, а королефф! Королефф Триодофф! Да здравствует Королева Триодов - Великая лампа ГМ70 с её бесконечным и нераскрываемым потенциалом. Так что: продолжение, видимо, следует! Дерзайте!
Добавил: Павел (Admin) Автор: Алексей Шалин Вас может заинтересовать:
|
|||
| ||||
|