Понятное дело, что все, кто видел ГМ70,
"королеву триодов", ну просто не могут
спокойно жить, не сделав на ней
усилитель.
Ну и я, ваш покорный слуга, не стал
исключением.
С лёгкой руки своего товарища Эдуарда
Ибрагимова (помните его обширное письмо
в "Вестник АРА"?) я подсел на эти
симпатичные большие лампы.
Сначала я просто собрал выходной каскад
на этой лампе. Анодное напряжение - 800
вольт, в катоде резистор 715 ом, 20 вт,
зашунтированный конденсатором 100 мкф на
160 вольт. Транс в аноде - килоом на
пять хотя бы. Сигнал подаём с преда на
вход ГМ70 и слушаем: насколько сильно
нас мучает фон. С моими АС фон
невыпрямленного накала был жуткий, но,
вы не поверите, у моего товарища с B&W604
он был практически не слышен. Чудеса!
Если фон большой, выпрямляем его. Мощный
диодный мост на Д305, конденсатор на
100000 мкф х 35 вольт не окажутся
излишними в борьбе с фоном. Я применил
такой большой конденсатор, чтобы не
ставить дроссель в цепь накала. Чем
меньше деталей, тем лучше!
Да! Не забудьте включить последовательно
с накалом гасящие пятиваттные (а лучше
десятиваттные) резисторы по 0,33 ома ,
они будут принимать на себя бросок тока
при включении, спасая накал ГМ70.
Необходимо будет менять полярность
подключения выводов накала к полюсам
выпрямителя хотя бы раз в два месяца,
чтобы постоянка не "намагничивала" нити
накала.
Когда фон побеждён, надо думать о схеме.
Самое простое, что я придумал - SRPP на
6Н30П, питающийся от
четырёхсотвольтового источника анодного
напряжения. И отрицательное смещение на
сетку ГМ70. Уже получилось неплохо. Но
входное напряжение в этом случае должно
быть не менее шести вольт. Такой вариант
подходит не всем.
Если не использовать межкаскадный транс,
мы неизбежно приходим к схеме "Онгаку":
SRPP на входе , каскад с
непосредственной связью , далее -
единственный проходной конденсатор ,
затем - катодный повторитель и выходная
лампа.
Перепробовав много вариантов по звуку, я
закруглился на том, что вы видите на
схеме.
Первый каскад усиления на 6С3П, потом -
половинка 6Н6П, конденсатор приличного
качества и катодный повторитель на
второй половинке.
Подводных камней в таком построении нет,
сложность (кажущаяся) состоит в обилии
питающих напряжений.
На самом деле и это не проблема. Первые
два каскада вместе с источником
отрицательного смещения питаются от
стандартного ТАН-8, катодный повторитель
- от ТАН-44, для выходной лампы
придётся, правда, намотать силовик с
720-вольтовой обмоткой на железе от,
скажем, ТС-250-2М. На каждый канал -
свой силовой транс. Или один общий на
оба канала на ОСМ-0,4.
Накальники на ГМ70 также отдельные на
двухкатушечных ТС-80 (железо ПЛ22 х 32),
с полностью симметричной обмоткой 2 х 22
вольта со средней точкой.
Вот, собственно, и все силовики.
Анодные дроссели я мотал на ОСМ-0,1.
Что-то около 2000 витков проводом 0,355
мм диаметром.
Заметьте, что в выпрямителе +420 вольт
для первых каскадов обязательно должен
стоять косвеннонакальный кенотрон или
маломощные демпферные диоды ( 6Ц10П,
6Ц19П ), обеспечивающие задержку подачи
анодного для схемы с непосредственной
связью.
Отдельно скажу о построении
высоковольтного выпрямителя. Схема
подсмотрена у А.Пугачевского.
720-вольтовая обмотка идёт на мост на
мощных диодах Д112-25-14, затем
небольшой ( 10 микрофарад на 1000 вольт
) конденсатор хорошего качества,
например, МБГП , а далее могучий
демпферный диод 6Д22С, который подаст
вам анодное напряжение на выходную лампу
лишь спустя 30-40 секунд после
включения. За это время все накалы уже
прогреются и режимы устаканятся
автоматически.
После 6Д22С - стандартный П-фильтр из
МБГВ (можно и К75-40) 60 мк х 1000 в,
вышеописанного дросселя и МБГВ 100 мк х
1000 в.
Теперь можно сказать и о применённых
деталях.
МБГВ в питании лучше не менять ни на
что. В крайнем случае первый из
конденсаторов П-фильтра можно заменить
на серию К75.
Проходной конденсатор - КБГ-МН,
шунтированный серебром.
Конденсаторы С1 и С2, шунтирующие катоды
входных ламп, желательно Блэк Гейты.
С2 может быть и бумажным, типа МБГП.
На входе Г-образный регулятор громкости
с Альпсовским Блэк Бьюти за 50 баксов,
сигнал идёт мимо Альпса, практически не
окрашиваясь слащавым звуком оного.
Все резисторы - ПТМН, ВС, УЛИ, БЛП.
Короче, лучшее, что у вас имеется.
Электролиты - Хитачи, серий HU3 и HU4.
Диоды Д112 можно заменить импортными
BY228, но они мне по звуку как-то не
понравились.
Выходной трансформатор вы можете
намотать по рекомендациям из уже
известной вам моей статьи про выходники.
Трансы под номерами 13, 15, 19 вполне
подойдут.
При монтаже помните о технике
безопасности! Киловольт в аноде - это
совсем не то же самое, что триста вольт,
потребные для обычных ламп. В грозу у
окна шьёт по воздуху! Другое дело, что
усилителю нечего делать у окна в грозу…
Ну вот очень сжатый рассказ про этот
усилитель. Думаю, имея некоторый опыт
усилителестроения, вам не трудно будет
его изготовить.
…А чем же закончилась моя эпопея с ГМ70?
Спешу успокоить! Она не закончилась, она
полным ходом идёт.
На этот момент я не придумал ничего
лучшего, как загнать ГМ70 в очень
высоковольтный режим (1400 в) и
раскачивать её одной (но очень хорошей)
лампой через межкаскадный трансформатор.
И ещё: никаких Чёрных Врат, сплошные
батарейки в сеточной цепи! И
огромные-преогромные трансформаторы!..
Работа в этом направлении ведётся. И,
как всегда, чем дальше в лес, тем больше
дроф… и попугаев, и корофф!
Тьфу! Не корофф, а королефф! Королефф
Триодофф!
Да здравствует Королева Триодов -
Великая лампа ГМ70 с её бесконечным и
нераскрываемым потенциалом.
Так что: продолжение, видимо, следует!
Дерзайте!