Кирилл Перцев(АвтоЗвук) Статья была опубликована в журнале Автозвук №5,№6 за 1999 год.
Постановка задачи
Задача была поставлена просто - максимально сохранить
дизайн дверей и объем карманов. Тут я углядел в журнале "Автозвук" статью про
установку акустики в BMW E46, которая заняла одно из первых мест на
соревнованиях. Дизайн мне понравился и я решил изобразить что-то подобное (фигли
нам, красивым бабам, подумаешь "М-Стиль" какой-то с бюджетом за 10 штук, мы тоже
не лаптем щи хлебаем).
Материалы
Очевидный способ изготовления подиумов для дверей выглядит так. Мне это не понравилось
по двум причинам - во-первых это слишком просто :-), а во-вторых вид
поверхностей наименьшей площади (образующихся при обтяжке тканью каркаса)
оскорблял мое эстетическое чувство (ну не люблю я их). Тут я вспомнил что лет
15-18 назад я был авиамоделистом и решил пойти тернистой дорогой постройки
подиумов из композитных материалов, проще говоря из стеклопластика.
Стеклопластиковые модели делают вообще говоря двумя способами - выклеивая по
заранее изготовленной из этого же стеклопластика форме (то есть сначала делают
макет, обклеивают его стеклопластиком, потом макет вынимают и изделие выклеивают
по внутренней поверхности формы) либо просто обклеивая некое ядро. Первый способ
- более правильный и единственный если мы занимаемся серийным производством
совершенно одинаковых изделий, второй - гораздо проще. Я пошел вторым путем
(завод по производству подиумов для Fiat Tipo я открою попозже). И вот как я
шел:
Долгая дорога в дюнах
Материалы
Стеклоткань - покупается на строительном рынке (дешево, но трудно найти
и качество так себе) или в магазине для авиамоделистов (Волоколамское шоссе,
д.60) - дороже, но качественнее и есть выбор. Рекомендую стеклоткань двух
видов - 0.25 и 0.06. 0.25 используется для силовых элементов, ее трудно
пропитывать, но прочность получаемого композита выше всяких похвал. 0.06
используется в тех местах, где 0.25 ложится с трудом или не ложится вообще
(углы, перегибы и так далее). Кроме того, если вы будете красить подиумы
(это нынче модно), то 0.06 обязательна в качестве последнего, наружного слоя
- она дает гладкую поверхность. Для подиумов типа тех что я сделал - по
метру обоих типов более чем достаточно.
Углеволокно(углелента ЛУП-0.1) - необязательно, но весьма и весьма
желательно. Придает конструкции черезвычайную жесткость, что делает ее
устойчивой к побитию ногами и прочими органами опорно-двигательного аппарата
приматов. Купите метр за 35р на оба подиума и вы не пожалеете. В том же
магазине для авиамоделистов.
Эпоксидка. Ну это понятно. Упаковки три по 280гр. В любом хозяйственном
магазине или на рынке.
Монтажная пена типа Макрофлекс или аналогичная. Один флакон (750мл). На
любом строительном рынке.
Кусочки пенопласта - я использовал упаковку от головного аппарата
Clarion.
Полиэфирная шпаклевка со стекловолокном. Банки в 200гр. вполне
достаточно. Где покупать - в основном магазины для автомобилистов, автохимии
и т.д. Ее бывает много разной, очень рекомендую польскую Novol, дешевле и
лучше хваленой американской Bondo. Легче обрабатывается, легче кладется и
так далее. Я купил Novol в магазинчике автозапчастей рядом с 1000 Мелочей на
Ленинском проспекте (пл. Гагарина).
Винил или другой отделочный материал. Ну это по вкусу. Выбирать надо по
толщине и тягучести, чем сложнее у вас форма, тем дороже надо будет купить
винил. Если задавит жаба покупать автомобильный винил, то при выборе
обычного отделочного убедитесь что он тянется по обоим осям (трикотажная
подкладка). Я использовал винил DLS. Best choice, но денег стоит изрядных.
Инструменты
Самый главный инструмент - так называемый razor knife, нож с выдвижным
лезвием уголком. Его видно на одной из фотографий. Я использовал два таких -
один широкий для большинства работ, фирмы Stanley и узкий из канцелярского
набора. Купите Стенли или другой фирменный - китайские поделки по 5р за
штуку ломаются на раз. Очень рекомендую поискать такой, у которого лезвие
выдвигается не из пластмассового корпуса, а из металлической обоймы с
пластмассовой ручкой (мой Стенли именно такой) и с закручивающимся
фиксатором.
Резиновые перчатки для работы с эпоксидкой. Любой хозяйственный магазин.
Медицинские перчатки лучше, но рвутся чаще - купите сразу упаковку.
Шпатель(и). Желательно иметь несколько - мягкий резиновый для шпаклевки,
разглаживания стеклоткани и проч., узкий металлический (шириной около 5-7
сантиметров), и набор кредитных карточек б/у. Кредитки - наиболее ходовой
вариант шпателя, запаситесь сразу несколькими. Шпатели берутся на
строительном рынке, кредитки - ну у кого как, кто в сберкассе, а кто и в
Chase Manhattan. Я использовал карточки СБС-Агро (а на что их еще можно
теперь использовать?) и большое количество телефонных карт. Какие лучше не
знаю, Visa Gold ни фига не лучше (но и не хуже) Визы Электрона, а карточки
Франс Телекома совершенно аналогичны карточкам МГТС (умеем ведь мы делать на
уровне лучших западных образцов, когда захотим). Главное - побольше, чтобы
выбрасывать было не жалко.
Наждачная бумага разной степени наждачности. Наиболее ходовая - грубая.
Если будете покрывать винилом или чем-то еще, то только она и нужна. Плюс
брусок для нее, я использовал просто паркетину.
Клей для винила. Я использовал V&S Spray Adhesive 185, $10 за
баллон. Для винила он не очень рекомендуется, говорят (да и на нем это
написано), есть специальный клей, но я его поленился искать.
SuperGlue, в просторечии цианакрин, в медицине МК-8, продается на каждом
углу в виде миниатюрных тюбиков. Нужен для подклеивания того же винила,
поскольку клей 185 - это что-то типа Момента в аэрозольной упаковке и
тянется. Для жесткой фиксации по краям лучше использовать SuperGlue.
Строительный/промышленный фен или термопистолет. Отличается от фена жены
тем что от него можно прикуривать :-) Нужен для укладки винила.
Ну а теперь сам процесс в фотографиях
Вот материалы. Золотистый - это кевлар, по-русски СВМ. Я
его в подиумах не использовал. Идет сейчас на коробку для сабвуфера. Белая
ткань - это стеклоткань, а черная лента это тот самый ЛУП-0.1. Красиво,
правда?
Берем карман двери, макет динамика из картона, и
установочное кольцо из комплекта динамика. Прикладываем это друг к другу
до получения желаемого относительного расположения. Картонный макет
используем для доказательства того, что динамик поместится где надо. Я
сделал еще несколько картонных шаблонов для облегчения ориентации в
пространстве.
Используем какой-нибудь клей (ПВА например), шурупы и
кусочки пенопласта для закрепления конструкции. Тащим в машину,
прикладываем к двери и убеждаемся что углы разворота динамиков именно
такие как мы хотели. Промеряем линейкой и штангенциркулем опорные точки
(чтобы впоследствии восстановить положение установочного кольца
относительно кармана) - у нас же еще второй подиум, желательно сделать его
близко по форме к первому.
Вырезаем в кармане дырку под динамик и убеждаемся при
помощи картонного шаблона что все в порядке. Это фотография от второго
подиума, поэтому заднего шаблона уже нет, глазомер развился.
Это же, приложенное к обшивке двери.
Заливаем к чертям собачьим макрофлексом. Макрофлекс
неохотно застывает в большом объеме, поэтому желательно заливать в
несколько приемов, укладывая его слоями по паре-тройке сантиметров.
Душераздирающее зрелище.
Обрезаем ножом получившуюся заготовку и работаем шкуркой.
Это же, но покрупнее. Обратите внимание, что установочное
кольцо динамика вынуто, я вклеил его позже, уже после того, как
образовалась прочная композитная скорлупа и все было готово к обклейке
винилом. Чтобы легче было вынимать, я обмазал кольцо автомобильной
полиролью производства ГДР (была такая страна, говорят) - проще говоря,
восковой мастикой. А потом поддел ножичком и аккуратно выковырял.
Убеждаемся что "пг'авильной дог'гой идете, товаг'ищи!".
А теперь нарезаем стеклоткань полосами по где-то по 5
сантиметров шириной, разводим эпоксидку и вперед.Полоски перед укладкой
надо примерить на место всухую, прикинуть длину и расположение. Потом
пропитать полоски эпоксидкой (положив на твердую ровную поверхность с
усилием размазывать эпоксидку до тех пор, пока стеклоткань не станет
прозрачной), смазать эпоксидкой макрофлекс и накладывать с небольшим
перехлестом. Первый слой надо класть грубой стеклотканью и дать застыть.
После застывания зашкурить, иначе все выступы и наплывы будут только
усиливаться. Дальше кладем второй и третий слой тонкой стеклотканью,
перемежая слоем полосок из углеленты. Углелента должна лежать вдоль,
образуя как бы обечайку вокруг динамика. Слои стеклоткани надо класть под
углом друг к другу.
Некая промежуточная стадия, примерка. Черная полоса сверху
это углелента. Усиливать ей надо в первую очередь те места куда могут
дотянуться задние конечности приматов.
После получения желаемой жесткости конструкции, шкурим и
шпаклюем. Баночка наверху - это тот самый Novol. Опять шкурим и опять
шпаклюем. И так до тех пор пока не надоест или пока не будет достигнут
нужный результат.
Отрезаем винил, покрываем изнанку винила и поверхность
подиума клеем-спреем (серо-красный баллон), даем подсохнуть, берем
термопистолет и укладываем винил. Лучше сначала потренироваться на кошках,
обтянув например пепельницу (клево смотрится, кстати). Если поверхность
большая (я обтягивал весь карман), лучше клеить постепенно. Начинать надо
с самой выпуклой части, не давая винилу сильно перекашиваться. Не
перегрейте винил и клей, лучше держать температуру пониже и греть
подольше, иначе клей плохо держится, а винил теряет глянец.
И вот он, золотой ключик. Теперь весь тот же самый
геморрой, по второму разу. Подиумов-то два. Второй раз будет легче.
Добавил: Павел (Admin) Автор: Кирилл Перцев (Автозвук №5,№6 за 1999 год)