Двери


Кирилл Перцев(АвтоЗвук)
Статья была опубликована в журнале Автозвук №5,№6 за 1999 год.

Постановка задачи

Задача была поставлена просто - максимально сохранить дизайн дверей и объем карманов. Тут я углядел в журнале "Автозвук" статью про установку акустики в BMW E46, которая заняла одно из первых мест на соревнованиях. Дизайн мне понравился и я решил изобразить что-то подобное (фигли нам, красивым бабам, подумаешь "М-Стиль" какой-то с бюджетом за 10 штук, мы тоже не лаптем щи хлебаем).

Материалы

Очевидный способ изготовления подиумов для дверей выглядит так. Мне это не понравилось по двум причинам - во-первых это слишком просто :-), а во-вторых вид поверхностей наименьшей площади (образующихся при обтяжке тканью каркаса) оскорблял мое эстетическое чувство (ну не люблю я их). Тут я вспомнил что лет 15-18 назад я был авиамоделистом и решил пойти тернистой дорогой постройки подиумов из композитных материалов, проще говоря из стеклопластика. Стеклопластиковые модели делают вообще говоря двумя способами - выклеивая по заранее изготовленной из этого же стеклопластика форме (то есть сначала делают макет, обклеивают его стеклопластиком, потом макет вынимают и изделие выклеивают по внутренней поверхности формы) либо просто обклеивая некое ядро. Первый способ - более правильный и единственный если мы занимаемся серийным производством совершенно одинаковых изделий, второй - гораздо проще. Я пошел вторым путем (завод по производству подиумов для Fiat Tipo я открою попозже). И вот как я шел:

Долгая дорога в дюнах

  1. Материалы

    1. Стеклоткань - покупается на строительном рынке (дешево, но трудно найти и качество так себе) или в магазине для авиамоделистов (Волоколамское шоссе, д.60) - дороже, но качественнее и есть выбор. Рекомендую стеклоткань двух видов - 0.25 и 0.06. 0.25 используется для силовых элементов, ее трудно пропитывать, но прочность получаемого композита выше всяких похвал. 0.06 используется в тех местах, где 0.25 ложится с трудом или не ложится вообще (углы, перегибы и так далее). Кроме того, если вы будете красить подиумы (это нынче модно), то 0.06 обязательна в качестве последнего, наружного слоя - она дает гладкую поверхность. Для подиумов типа тех что я сделал - по метру обоих типов более чем достаточно.
    2. Углеволокно(углелента ЛУП-0.1) - необязательно, но весьма и весьма желательно. Придает конструкции черезвычайную жесткость, что делает ее устойчивой к побитию ногами и прочими органами опорно-двигательного аппарата приматов. Купите метр за 35р на оба подиума и вы не пожалеете. В том же магазине для авиамоделистов.
    3. Эпоксидка. Ну это понятно. Упаковки три по 280гр. В любом хозяйственном магазине или на рынке.
    4. Монтажная пена типа Макрофлекс или аналогичная. Один флакон (750мл). На любом строительном рынке.
    5. Кусочки пенопласта - я использовал упаковку от головного аппарата Clarion.
    6. Полиэфирная шпаклевка со стекловолокном. Банки в 200гр. вполне достаточно. Где покупать - в основном магазины для автомобилистов, автохимии и т.д. Ее бывает много разной, очень рекомендую польскую Novol, дешевле и лучше хваленой американской Bondo. Легче обрабатывается, легче кладется и так далее. Я купил Novol в магазинчике автозапчастей рядом с 1000 Мелочей на Ленинском проспекте (пл. Гагарина).
    7. Винил или другой отделочный материал. Ну это по вкусу. Выбирать надо по толщине и тягучести, чем сложнее у вас форма, тем дороже надо будет купить винил. Если задавит жаба покупать автомобильный винил, то при выборе обычного отделочного убедитесь что он тянется по обоим осям (трикотажная подкладка). Я использовал винил DLS. Best choice, но денег стоит изрядных.
  2. Инструменты

    1. Самый главный инструмент - так называемый razor knife, нож с выдвижным лезвием уголком. Его видно на одной из фотографий. Я использовал два таких - один широкий для большинства работ, фирмы Stanley и узкий из канцелярского набора. Купите Стенли или другой фирменный - китайские поделки по 5р за штуку ломаются на раз. Очень рекомендую поискать такой, у которого лезвие выдвигается не из пластмассового корпуса, а из металлической обоймы с пластмассовой ручкой (мой Стенли именно такой) и с закручивающимся фиксатором.
    2. Резиновые перчатки для работы с эпоксидкой. Любой хозяйственный магазин. Медицинские перчатки лучше, но рвутся чаще - купите сразу упаковку.
    3. Шпатель(и). Желательно иметь несколько - мягкий резиновый для шпаклевки, разглаживания стеклоткани и проч., узкий металлический (шириной около 5-7 сантиметров), и набор кредитных карточек б/у. Кредитки - наиболее ходовой вариант шпателя, запаситесь сразу несколькими. Шпатели берутся на строительном рынке, кредитки - ну у кого как, кто в сберкассе, а кто и в Chase Manhattan. Я использовал карточки СБС-Агро (а на что их еще можно теперь использовать?) и большое количество телефонных карт. Какие лучше не знаю, Visa Gold ни фига не лучше (но и не хуже) Визы Электрона, а карточки Франс Телекома совершенно аналогичны карточкам МГТС (умеем ведь мы делать на уровне лучших западных образцов, когда захотим). Главное - побольше, чтобы выбрасывать было не жалко.
    4. Наждачная бумага разной степени наждачности. Наиболее ходовая - грубая. Если будете покрывать винилом или чем-то еще, то только она и нужна. Плюс брусок для нее, я использовал просто паркетину.
    5. Клей для винила. Я использовал V&S Spray Adhesive 185, $10 за баллон. Для винила он не очень рекомендуется, говорят (да и на нем это написано), есть специальный клей, но я его поленился искать.
    6. SuperGlue, в просторечии цианакрин, в медицине МК-8, продается на каждом углу в виде миниатюрных тюбиков. Нужен для подклеивания того же винила, поскольку клей 185 - это что-то типа Момента в аэрозольной упаковке и тянется. Для жесткой фиксации по краям лучше использовать SuperGlue.
    7. Строительный/промышленный фен или термопистолет. Отличается от фена жены тем что от него можно прикуривать :-) Нужен для укладки винила.

Ну а теперь сам процесс в фотографиях

Вот материалы. Золотистый - это кевлар, по-русски СВМ. Я его в подиумах не использовал. Идет сейчас на коробку для сабвуфера. Белая ткань - это стеклоткань, а черная лента это тот самый ЛУП-0.1. Красиво, правда? picture here
Берем карман двери, макет динамика из картона, и установочное кольцо из комплекта динамика. Прикладываем это друг к другу до получения желаемого относительного расположения. Картонный макет используем для доказательства того, что динамик поместится где надо. Я сделал еще несколько картонных шаблонов для облегчения ориентации в пространстве. picture here
Используем какой-нибудь клей (ПВА например), шурупы и кусочки пенопласта для закрепления конструкции. Тащим в машину, прикладываем к двери и убеждаемся что углы разворота динамиков именно такие как мы хотели. Промеряем линейкой и штангенциркулем опорные точки (чтобы впоследствии восстановить положение установочного кольца относительно кармана) - у нас же еще второй подиум, желательно сделать его близко по форме к первому. picture here
Вырезаем в кармане дырку под динамик и убеждаемся при помощи картонного шаблона что все в порядке. Это фотография от второго подиума, поэтому заднего шаблона уже нет, глазомер развился. picture here
Это же, приложенное к обшивке двери. picture here
Заливаем к чертям собачьим макрофлексом. Макрофлекс неохотно застывает в большом объеме, поэтому желательно заливать в несколько приемов, укладывая его слоями по паре-тройке сантиметров. Душераздирающее зрелище. picture here
Обрезаем ножом получившуюся заготовку и работаем шкуркой. picture here
Это же, но покрупнее. Обратите внимание, что установочное кольцо динамика вынуто, я вклеил его позже, уже после того, как образовалась прочная композитная скорлупа и все было готово к обклейке винилом. Чтобы легче было вынимать, я обмазал кольцо автомобильной полиролью производства ГДР (была такая страна, говорят) - проще говоря, восковой мастикой. А потом поддел ножичком и аккуратно выковырял. picture here
Убеждаемся что "пг'авильной дог'гой идете, товаг'ищи!". picture here
А теперь нарезаем стеклоткань полосами по где-то по 5 сантиметров шириной, разводим эпоксидку и вперед.Полоски перед укладкой надо примерить на место всухую, прикинуть длину и расположение. Потом пропитать полоски эпоксидкой (положив на твердую ровную поверхность с усилием размазывать эпоксидку до тех пор, пока стеклоткань не станет прозрачной), смазать эпоксидкой макрофлекс и накладывать с небольшим перехлестом. Первый слой надо класть грубой стеклотканью и дать застыть. После застывания зашкурить, иначе все выступы и наплывы будут только усиливаться. Дальше кладем второй и третий слой тонкой стеклотканью, перемежая слоем полосок из углеленты. Углелента должна лежать вдоль, образуя как бы обечайку вокруг динамика. Слои стеклоткани надо класть под углом друг к другу. picture here
Некая промежуточная стадия, примерка. Черная полоса сверху это углелента. Усиливать ей надо в первую очередь те места куда могут дотянуться задние конечности приматов. picture here
После получения желаемой жесткости конструкции, шкурим и шпаклюем. Баночка наверху - это тот самый Novol. Опять шкурим и опять шпаклюем. И так до тех пор пока не надоест или пока не будет достигнут нужный результат. picture here
Отрезаем винил, покрываем изнанку винила и поверхность подиума клеем-спреем (серо-красный баллон), даем подсохнуть, берем термопистолет и укладываем винил. Лучше сначала потренироваться на кошках, обтянув например пепельницу (клево смотрится, кстати). Если поверхность большая (я обтягивал весь карман), лучше клеить постепенно. Начинать надо с самой выпуклой части, не давая винилу сильно перекашиваться. Не перегрейте винил и клей, лучше держать температуру пониже и греть подольше, иначе клей плохо держится, а винил теряет глянец. picture here
И вот он, золотой ключик. Теперь весь тот же самый геморрой, по второму разу. Подиумов-то два. Второй раз будет легче. picture here


Добавил:  Павел (Admin)  [email protected] | 

Автор:  Кирилл Перцев (Автозвук №5,№6 за 1999 год) http://www.avtozvuk.com Рейтинг@Mail.ru