| ||||
Три источника и три составные части...
| ||||
|
Три источника будут присутствовать в этой статье, три составные части – это, собственно три основные концепции, идеи, назовите как хотите, определяющие характер звука и функциональные возможности этого усилителя.
Первая идея - использование концепции А.Шалина в его статье «Предварительный усилитель на трёх деталях на лампе 6Э5П».
Сразу авансом хочу поблагодарить всех авторов, профессионалов и любителей, коллег, чьи идеи, мысли, задумки нашли воплощение в той или иной степени в моём усилителе.
При создании этого усилителя ставились следующие задачи: l Наконец попробовать в звуке 6С33С, составить своё мнение о ней на основе своей конструкции;
В результате получилась конструкция, функционально разбитая на два блока, конструктивно размещенные в двух одинаковых корпусах от какой-то военной аппаратуры. В одном корпусе размещается силовой блок усилителя, где формируются все питающие напряжения для усилителя, в другом, непосредственно сам усилитель. Между собой блоки связаны двумя кабелями с мощными силовыми разъёмами, позволяющими пропускать немалые токи для питания усилителя. По одному кабелю усилитель запитывается исключительно напряжением переменного тока - накалы всех ламп усилителя, по другому кабелю – анодные напряжения и смещение для выходного каскада, т.е. только напряжения постоянного тока. Оба кабеля помещены в оплётки, которые, естественно, на приёмном блоке заземляются.
Принципиальная схема усилителя, режимы ламп, протекающие токи, приведены на рис.1.
Входные сигналы от трёх различных источников поступают на входные разъёмы типа RCA, далее сигнал через замкнутые контакты одного из герконовых реле проходит на сетку первой лампы 6Э5П. Реле коммутируются постоянным стабилизированным напряжением 5В, переключатель входов расположен на передней панели усилительного блока. Переменное напряжение для стабилизатора на 78L05 – это напряжение накала одной из 6С33С-В. Как я уже отмечал, схема первого каскада практически повторяет схему «Предварительный усилитель на трёх деталях на лампе 6Э5П» А.Шалина. 6Э5П смонтированы с элементами виброразвязки в подвале шасси в непосредственной близости к входным разъёмам. Трансформатор в аноде 6Э5П на железе от ОСМ-0,1 намотан точно по его рекомендациям и имеет коэффициент трансформации 11:1.
Это даёт возможность применить низкоомный регулятор громкости. В данном случае применён дискретный регулятор на 12 положений с обратно логарифмической характеристикой регулирования, общим сопротивлением 600 Ом. Далее сигнал поступает на драйвер. В результате экспериментов был выбран SRPP – драйвер на распространенной, линейной, крепкой, но почему-то редко использующейся лампе 6Н6П. Как можно заметить, смещение нижнего плеча фиксированное, и состоит из последовательного соединения двух трёхвольтовых литиевых элементов типа CR2025. 6 вольт для верхнего плеча SRPP каскада классически падают на резисторе 240 Ом. Для уменьшения уровня фона накал ламп предварительного каскада и драйвера организован с искусственной средней точкой, которая заземлена, а для лампы 6Н6П верхнего плеча SRPP каскада подаётся напряжение с делителя, на несколько вольт большее, чем напряжения на катодах.
В данном варианте усилителя никуда не деться без разделительного конденсатора между драйвером и выходным каскадом. Учитывая, что усилитель трёхкаскадный, да с претензиями на определенные навороты, один разделительный конденсатор - не самый худший вариант. В качестве разделительного конденсатора применен (да-да, не смейтесь, пожалуйста) польский конденсатор TELPOD 3,8мкФх400В, выдранный из арматуры ламп дневного света . Во первых, при потряхивании, внутри булькает явное масло, во вторых, при измерении параметров прибором Е7-22, он показал достойный для маслонаполненного тангенс угла потерь 0,0044, и практически из 8 промеренных конденсаторов у всех был минимальный разброс по ёмкости, в третьих – его звучание полностью меня устроило в данном случае.
Выходной каскад особенностей не имеет, схема классическая для автофикса, режим лампы можно увидеть на рисунке. Выходной трансформатор собран на железе УШ32х56, первичная и вторичная обмотки по данным почти повторяют трансформатор №14 из статьи А. Шалина «Выходные трансформаторы на все случаи жизни», но без отводов для 4 Ом.
Немного о фактических параметрах усилителя (я сторонник не только слушать, но и кое-что измерять): l Уровень входного сигнала со входа CD, DVD -2В
Небольшие комментарии к измерениям: Незначительный завал внизу наблюдался именно на 20 Гц и ниже, уже с 40 Гц АЧХ была ровная и красивая. 10Вт – это чистые, без ограничения 9 вольт на 8 Ом. К сожалению, 100% нормирующего усилителя не получилось, при входном сигнале 1 В мощность составила 4,7 Вт. Можно было, конечно, на входе CD поставить делитель 10к/10к, тогда на выходе было одинаково для всех входов, но всё-таки, выходная мощность в этом случае маловата. Может в дальнейшем, когда наступит время модернизации после определенного периода прослушивания, а у меня всегда так бывает, я поставлю вместо 6Э5П ( ну не хочу я ставить её в тетроде!) возможно 6С45П. Колонки я использую канадской фирмы Mirage, модель M-390is C-1, очень сбалансированная и хорошо звучащая акустика для ФИ, правда чувствительность невысока 88dB/W/m .
Немного о том, как я меряю гармоники. Я использую режекторный фильтр от генератора Г3-118. Например, замеряю максимальный неискаженный выходной сигнал своим ламповым вольтметром В3-13 на частоте 2кГц без фильтра. Он составляет 9 Вольт, это считается 100% сигнала. Далее, подключаю осциллограф и вольтметр через фильтр, настраиваю его на максимальное подавление сигнала первой гармоники. Вижу на экране очень наглядно смесь двойной и тройной частоты, есть и выше, но они практически не заметны. Меряю вольтметром, получается 42мВ, это все гармоники плюс, строго говоря и фон (который очень мал и на результат в данном случае не влияет). Простейшая пропорция, и я знаю Кг, который равен : Кг= 0,042mV*100%/9V, то есть 0,47%. Рис.2. Mirage, модель M-390is C-1
Об источнике питания: Принципиальную схему приводить не вижу смысла, никто не будет повторять её один к одному, у всех разные «тумбочки» с деталями, разные планы, желания и не совпадающие, в большинстве случаев, с ними возможности, да и нет там таких особенностей, что не обсуждались на нашем форуме. Но в общем о моём построении схемы остановиться надо. Расположение деталей в блоке питания без верхней крышки видно на Рис.4.
В качестве анодных трансформаторов для выходных каскадов применены 4 унифицированных трансформатора ТА-178 с последовательно соединенными вторичными обмотками, по 2 транса на канал. Выпрямитель мостовой, на п/п диодах, также отдельный для каждого канала. На фото хорошо видны 25-ваттные ПЭВ-ы 100 Ом для автофикса (греются, дьяволы!). Дальше по схеме идёт RC фильтр, электронный фильтр на каких-то MOSFET-ах с достаточно плавным нарастанием напряжения, затем накопительные электролитические ёмкости (голубого и синего цвета), по два в параллель на канал, шунтированные отечественными МБГТ. Обязателен разрядный резистор на ток примерно 1/10 от номинального, т.е на 30мА, тип ПЭВ-10.
Напряжения для предварительных каскадов общие для двух каналов, но различные для первого каскада на 6Э5П и для SRPP на 6Н6П. Для формирования этих напряжений использован унифицированный трансформатор ТАН-109, который кроме анодных, вырабатывает еще и накальные напряжения для всех предварительных каскадов. Анодные напряжения выпрямляются мостовым выпрямителем на п/п диодах, далее аналогично схеме для выходных каскадов используются электронные фильтры на MOSFET. Все выпрямительные диоды зашунтированы ёмкостями 10нФ, диоды выпрямителей выходных каскадов установлены на небольшие радиаторы, а электролитические конденсаторы накопительных фильтров предварительных каскадов также зашунтированы «бутербродом» из МБГО, ССГ и МКВ.
Питание накалов 6С33С 12,6 В с заземленной средней точкой обеспечивает унифицированный трансформатор ТН-60. Необходимо отметить, что анодные ТА178 имеют отдельный тумблер – выключатель сети, который позволяет подавать анодное напряжение выходных каскадов после того, как прогрелись все лампы. Анодное предварительных каскадов подаётся одновременно с накалами, но, как уже отмечалось, из-за большой постоянной времени зарядки электронных фильтров, происходит также достаточная задержка подачи анодного относительно накалов, что благотворно сказывается на надёжности.
Перед трансформаторами питания установлен помехоподавляющий фильтр, взятый один к одному из усилителя Lamm M1.1, схема которого (фильтра), если кому интересно, находится ниже:
О деталях: Как я уже отмечал, использовались детали, на мой взгляд, лучшего качества из доступных мне на сегодняшний день. Типы резисторов, конденсаторов и других деталей указаны на принципиальной схеме, герконовые реле - РЭС-83, выходные лампы 6С33С-В, производства «Светлана» 6Э5П - «Рефлектор», Саратов, 6Н6П – Новосибирск с в/п, накопительные ёмкости для выходного каскада Mallory, USA, 1150,0x200В, по два на канал, могут выдерживать и 250В без проблем. В мостах выпрямителей применены дискретные диоды Phillips, BY329-1200 для выходных каскадов, BYW95C для предварительных и смещения.
И о прекрасном: Относительно быстро – полгода прошло строительство этого усилителя от задумки до «железа», и вот он занял место в интерьере (вместо «двойного моно на 300В»). Мои первые впечатления таковы: усилитель очень тихий, фона не слышно вообще, даже если ухо приложить к колонке. Звук, что естественно для ламповых усилителей мягкий, комфортный. Середина традиционно очень хороша, верха просто отличные, так колокольчики на тройке в треке №1 тестового диска «LETS TEST!» от ж. «Салон AV» и рассыпаются . Никакого «цыкания» или подчеркивания при звучании шипящих звуков не наблюдается, это свидетельствует о низкой третьей гармонике. Рис.6. Двойное моно на 300В на доработку!
Низы тоже очень впечатляют, четкая, без размазывания, атака ударных, я уверенно слышу большой барабан в треке №14 тестового диска «Аудио доктор FSQ» также от «Салон AV», но вообще к этому я стремился и был готов. Какие новые особенности в звуке? Отличная микродинамика, что я отношу в заслугу схеме «Предварительного усилителя на трёх деталях на лампе 6Э5П» А.Шалина, с низкоомным регулятором громкости. Стали слышны многие детали, которые раньше явно «замыливались». В целом картина обьёмная, явное звучание в некоторых фонограммах позади и далеко в стороне от акустики, почти в углу комнаты, т.е. панорама стереозвука очень наглядная.
Я думаю, что в дальнейшем процессе процессе прослушивания, конечно, найдутся какие-нибудь отрицательные моменты и недостатки, что будет хорошим стимулом для модернизации этого усилителя.
Заключение: Уважаемые коллеги, сторонники ламповой схемотехники! Конечно, этот усилитель не является каким – то исключительным изделием, а я не пытаюсь тягаться с признанными «гуру» в области лампового звукоусиления, хотя со многими их постулатами можно поспорить. Я больше практик, занимающийся этим хобби в свободное от основной работы время. Поставленных целей с этим усилителем я почти достиг, и если кто-то еще найдет в моём опусе здравое зерно, или полезную информацию для себя, то я буду считать, что задача выполнена полностью. Всем привет и удачи!
Добавил: Павел (Admin) Автор: Александр Гузенко, г. Самара Вас может заинтересовать:
|
|||
| ||||
|