Портал для радиолюбителей
   Второе дыхание 75АС-001
    Главная -> Статьи -> Акустические системы -> Второе дыхание 75АС-001


<< Назад в раздел   Распечатать Дата добавления: 2007-10-05 | Просмотров: 9053

Читатели со стажем, наверное, помнят многочисленные статьи об улучшении качества звучания акустических систем 10МАС-1, S-90 (35АС-212) и т.д., которые регулярно печатались в журнале “Радио“ в 70-е и 80-е годы. С появлением на внутреннем рынке импортной аудиотехники интерес к этой теме, по идее, должен бы угаснуть, но как показывает редакционная почта, это далеко не так. В эксплуатации осталось еще немало отечественных изделий, которые сейчас довольно легко “довести до ума“ - благо любые материалы и аудиофильские материалы доступны всем. Об одном таком “апгрейде“ мы сейчас и расскажем. За два дня (если не считать времени, затраченного на обдумывание и приобретение необходимых деталей) наш экспериментатор Константин Быструшкин сумел “поставить голос“ одной из лучших (если не лучшей) отечественной акустической системе 75АС-001. Уверены, что его советы помогут улучшить звучание любых “совковых“ колонок.

Акустические системы 75АС-001 (они же 150АС-001), которые под названиями “Корвет“ и “Кливер“ выпускали заводы “Океанприбор“ (Ленинград) и “Красный Луч“ (г. Красный Луч) соответственно. При этом “Корветов“ было произведено значительно больше, чем “Кливеров“. И у той, и у другой моделей совершенно одинаковые наборы громкоговорителей, схемы и конструкция. Однако “Красный луч“ помимо колонок изготавливал еще и набор динамиков для обоих вариантов АС, и поэтому некоторые аудиофилы до сих пор считают, что “Кливера“ на родных динамиках звучат лучше, чем “Корветы“. Возможной причиной этого являются “рацпредложения“, реализованные в процессе серийного выпуска последних. Так, например, со временем была упрощена рецептура многокомпонентного компаунда для пропитки диффузора среднечастотника 30ГДС-1, исключена внутренняя виброизоляция корпуса.


75АС-001 являются последней разработкой ВНИИРПА им. Попова (Ленинград), внедренной в серийное производство, и стала своеобразной “лебединой песней“ нашего колонкостроения. При проектировании впервые в отечественной практике широко применялись математическое моделирование и оптимизация параметров головок и разделительных фильтров при помощи ЭВМ. Кроме этого, АС обладают целым рядом других достоинств. Во-первых, в них установлены эффективные громкоговорители (100ГДН-3, 30ГДС-1 и 10ГДВ-4) нового поколения, что позволило добиться рекордной (для конца 80-х) чувствительности в 91 дБ(Вт/м). Расчет цепей на ЭВМ обеспечил широкий диапозон частот 25-25000 Гц при небольшой неравномерности АЧХ и малом уровне искажений. Во-вторых, применение фазокорректирующих цепочек в схеме разделительного фильтра и размещение в одной плоскости центров излучения ВЧ- и СЧ-головок позволило существенно улучшить равномерность ФЧХ. В-третьих, большой объем корпуса, низкая частота резонанса и большой диаметр диффузора низкочастотника обеспечивают достаточно глубокий и мощный бас. Наконец, в конструкции разделительных фильтров использованы катушки с воздушным сердечником, намотанные высококачественным медным проводом большого сечения и металло-бумажные конденсаторы МБГО, отличающиеся малыми потерями и искажениями. Элементы схемы установлены на картонном основании с использованием навесного монтажа. К сожалению, в этой большой бочке меда имеются несколько изрядных ложек дегтя. Наибольший вклад в порчу звука вносят чересчур длинные провода из ординарной “луженки“, а также многочисленные элементы схемы защиты, по которым идет звуковой сигнал к громкоговорителям. Отчасти это было оправдано: мощные 75АС-001 могли использоваться не только в быту, но и для озвучивания домов культуры, небольших дискотек и т.д. Узел содержит, помимо 2-х реле, еще 9 транзисторов, 3 светодиода, 18 обычных диодов, 40 резисторов (!) и 8 конденсаторов. И все это добро так или иначе включено в звуковую цепь! Многочисленные эксперименты показали, что вследствии высокой чувствительности АС вызвать их перегрузку в жилой комнате практически невозможно, особенно если учесть, что согласно паспортным данным, кратковременная подводимая мощность может достигать 300Вт. Короче, в реальных условиях пользы от УЗ никакой, в то время как звучание из-за него страдает изрядно. С басовиком, несмотря на отсутствие в его цепи контактов реле, дело обстоит ненамного лучше. НЧ-составляющие также проходят через плату УЗ и плавкий предохранитель на 5А. Все это приводит к существенному увеличению длины проводов малого сечения отнюдь не аудиофильского качества. Такой же кабель использован и при монтаже платы фильтра, который выполнен тоже далеко не самым оптимальным образом: элементы соединены между собой дополнительными перемычками, припаянными к пистонам на плате. Это еще больше увеличивает общую длину проводов на пути звукового сигнала. Теперь стали, наконец, понятны причины неудачных попыток сделать звучание АС более достойным с помощью аудиофильских акустических кабелей. Очевидно, что даже самый лучший из них не способен скомпенсировать потерю качества во внутренней разводке. Кстати, входные винтовые зажимы 75АС-001 также оставляют желать лучшего. Конструкция их контактных площадок такова, что делает невозможным подключение “вилочек“ и “лопаточек“, обеспечивающих удобное и надежное соединение. Более-менее удовлетворительные результаты достигаются при зажиме в них зачищенного кабеля, однако при завинчивании клемм часть жил выдавливается наружу. Ну и, наконец, вызвало удивление мизерное для столь большого внутреннего объема количество демпфирующего материала внутри корпуса. Согласно справочным данным, в 75АС-001 должен быть применен волокнистый материал АТМ-1 из супертонких стеклянных волокон, склеенных фенольными смолами. Однако по внешнему виду звукопоглотитель очень напоминал обычную вискозную вату. Из-за этого паразитное излучение звука тыльной стороной НЧ-диффузора приводит к образованию стоячих волн. Кроме того, отраженная от задней стенки корпуса волна воздействует на тыльную сторону диффузора, вызывая затягивания фронта сигнала. Как следствие - невнятное и гулкое звучание на низах.

Итак, на основании вышеизложенного были определены следующие основные направления “апгрейда“:

Pic 1.

На предлагаемую доработку было истрачено порядка 200-300 рублей и 2 человеко-дня. Вам потребуется: 6-8 м акустического кабеля из бескислородной меди (OFC) с поперечным сечением 2.5-4 кв. мм (примерно 10-20 руб/м); две пары винтовых зажимов, желательно позолоченных, универсальной конструкции, позволяющей подключать “бананы“, “лопаточки“, “вилочки“ и голый провод (около 40 руб.); два воздушных фильтра для кухонных воздухоочистителей (продаются в магазинах “Свет“, 20 руб/шт.); немного строительного герметика или пластилина.

После того как создана необходимая материальная база, можно приступать к вскрытию. Его проще всего выполнить, уложив пациента “на спину“ громкоговорителями вверх. Теперь рекомендуем придерживаться следующей последовательности операций.

Вначале снимаются декоративные накладки громкоговорителей, а затем из корпуса извлекаются и они сами. При этом все соединительные провода аккуратно отпаиваются. Будьте особо внимательно при демонтаже низкочастотника 100ГДН-3 - этот процесс вследствии немалого веса динамика представляет собой весьма непростую задачу. Затем отвинтите шильдик платы индикации и отпаяйте соединительные провода от светодиодов. После герметизации отверстия под платой светодиоды и шильдик устанавливаются на прежнее место.

После этого через отверстие НЧ-головки можно приступить к демонтажу плат разделительного фильтра и УЗ. Но прежде нужно отпаять провода от входных клемм и розетки СГ-5 на задней стенке корпуса и отвинтить 6 гаек по периметру платы фильтра. Извлеченные платы отделяют друг от друга, после чего УЗ выбрасывается.

Pic 2.

На следующем этапе работ необходимо удалить все соединительные проводники на плате фильтров, выпаяв их или откусив бокорезами. Оттуда вынимаются также резисторы R6, R7 и R9 (по схеме завода-изготовителя). Теперь ВЧ-головка напрямую подключается параллельно резистору R4 (“плюсом“ к С13). Соответственно, басовик должен быть подключен параллельно цепочке C12-R3 (“плюсом“ к С12). Таким образом, электрическая схема кроссоверов заметно упрощается.

Теперь надо заменить внутреннюю разводку. В данном случае при монтаже платы фильтра был использован акустический кабель Vampire Wire OFC Speaker Cable с поперечным сечением 2.5 кв.мм. Им же подключены СЧ- и ВЧ-громкоговорители. В цепи низкочастотника (от кроссовера к входным клеммам) применялся провод с увеличенным сечением проводников до 4 кв.мм., его желательно припаивать с учетом предпочтительного направления протекания тока (обычно совпадает с направлением маркировки). Следует иметь в виду, что характер звучания большинства акустических кабелей может заметно улучшиться после нескольких часов прослушивания. Поэтому будет далеко не лишним предварительно “прогреть“ новые проводники, погоняв их перед началом монтажа.

Pic 3.

И еще несколько практических советов. Для уменьшения количества соединительных проводников целесообразно отказаться от использования монтажных пистонов на плате фильтров, а вместо них применять выводы резисторов и конденсаторов, припаивая остальные элементы схемы непосредственно к ним. Для уменьшения влияния возвратного тока мощного басовика на цепи СЧ- и ВЧ-головок подключение минусовой шины НЧ-, СЧ-, и ВЧ-звеньев к “минусу“ входной шины следует произвести только в одной точке. Для этой цели удобно использовать соответствующий вывод конденсатора C8 или C11.

После этого плата кроссовера устанавливается на старое место в корпусе акустической системы.

Для монтажа новых входных клемм нужно снять круглую пластмассовую крышку на задней стенке АС и удалить старые, после чего расточить отверстия до необходимого диаметра. После установки универсальных зажимов к ним с внутренней стороны подключается провод от платы фильтров (если припаять его не удастся, придется применять разъемы “вилочки“, которые плотно прикручиваются гайками изнутри). Затем крышка с разъемами устанавливается на прежнее место.

Теперь можно приступить к подсоединению и установке громкоговорителей. Советуем отмерить отрезки соединительного кабеля с небольшим запасом, так как это упростит операцию. Сначала монтируется среднечастотник. Так как у 30ГДС-1 отсутствует маркировка полярности выводов, следует ее определить при помощи 1.5 вольтовой батарейки, отмечая смещение диффузора при смене ее полярности. Установив СЧ-головку, желательно загерметизировать отверстие для ввода его бокс соединительных проводов. Затем устанавливается “пищалка“, после чего динамики закрываются декоративным шильдиком. Вторые концы соединительных кабелей громкоговорителей припаиваются к выводам соответствующих элементов на плате фильтров.

Pic 4.

Перед монтажом низкочастотника необходимо акустически задемпфировать внутренний объем корпуса. Лучше всего для этого подходит наполнитель для кухонного воздухоочистителя, представляющего собой мелковолокнистый синтетический материал. Одного листа будет вполне достаточно. Его приклеивают “Моментом“ к боковым и задней стенкам корпуса напротив отверстия НЧ-громкоговорителя. В качестве наполнителя можно использовать обычную техническую или вискозную вату, поместив их внутрь корпуса. При определении оптимального количества ваты рекомендуется придерживаться норм для оптимального демпфирования: 8-11 кг на куб. м. внутреннего объема.

Последними операциями являются подключение басовика к плате фильтра и его установка в корпусе колонки, а также монтаж декоративного кольца-накладки на громкоговоритель.

Ну а теперь можно приступить к самой приятной части - прослушиванию доработанных колонок и оценке полученных результатов. Субъективная экспертиза звучания “Корвет 75АС-001 SE“ проводилась при подключении их к стереосистеме в составе CD-проигрывателя Sony CDP-761E и усилителя Sony TA-F511. В качестве межблочного кабеля использовалась полуметровая пара Monster Cable Interlink 300, а в качестве акустического - двухметровые отрезки Jamo с поперечным сечением 4 кв. мм.

Для начала при помощи диска “Наши в городе“ (приложение к “Салону AV“ 3/98) была проверена правильность фазировки подключения громкоговорителей в колонках. Если все было сделано правильно, то при воспроизведении синфазных источников виртуальный источник розового шума будет находится точно посередине между колонками, а при противофазных - “разбегаться“ к акустическим системам. В противном случае, перед проведением дальнейших прослушиваний есть смысл еще раз внимательно проверить правильность выполнения монтажа.

Затем звучание колонок оценивалось при помощи записей самых разных музыкальных жанров и направлений, включая классическую и популярную музыку: “The best of Mozart“ (1996 Karussell International), “The best of Batch“ (1996 Karussell International), “Famoust balet“ vol.1 и 2 (“The rose collection“/Elar music a/s 1992), Paul Mauriat - “Nostaljazz“ (Philips 512 146-2 DDD 1992 Phonogram), The Beatles - “Please, Please Me“ (Parlophone/EMI), The Beatles - “Rubber Soul“ (Parlophone/EMI), Deep Purple - “Machine Head“ (EMI) и т.д.

По сравнению и исходным вариантом, звучание АС существенно изменилось. Особенно заметные перемены произошли в средне- и высокочастотном диапозонах. Звук стал по-настоящему прозрачным и кристально чистым, при этом он обогатился тончайшими нюансами и музыкальными деталями, которых раньше слышно не было. Например, шелест металлических щеток по тарелкам был воспроизведен необычайно достоверно, в то время как в исходном варианте колонок их звук имел несколько шумоподобный характер. Внесенные изменения явно пошли на пользу и низкочастотному диапозону: бас стал заметно более четким и собранным. По всей видимости, это объясняется не только введением звукопоглотителя внутрь корпуса, но и улучшением демпфирования басовика благодаря использованию гораздо более низкоомного кабеля с большим сечением. Одним словом, эффективность модернизации очевидна и с лихвой окупила все затраты на ее проведение.

Существуют ли резервы дальнейшего повышения качества звучания 75АС-001? Значительного улучшения ожидать не приходится, так как предложенный комплекс мер позволяет исключить наиболее явные ляпы и недоработки в их схеме и конструкции. Однако слегка “подшлифовать“ и “вылизать“ их, по видимому, можно. Например, установив вторую пару винтовых зажимов и реализовав вариант подключения к усилителю методом bi-wiring. Не исключено, что, подобрав к 75АС-001 другие типы акустических кабелей, можно добиться их более сбалансированного и утонченного звучания. Замена металло-бумажных конденсаторов в цепях прохождения звукового сигнала на плате фильтра на равные по емкости полипропиленовые или иные аудиофильского класса может дать ощутимый на слух результат. Наконец, сегодня имеется огромный выбор различных вибропоглощающих прокладок и шайб для установки громкоговорителей, специальные покрытия для оклейки внутренней поверхности корпусов. Но здесь не следует забывать о принципе разумной достаточности: каждое последующее улучшение будет стоить все дороже и дороже. Особенно если учесть, что 75АС-001 имеют ряд принципиально неустранимых недостатков. Во-первых, большая ширина передней панели неизбежно приводит к дифракции звуковых волн, и как следствие, к окраске звучания и неравномерности АЧХ. Во-вторых, большое расстояние между НЧ- и СЧ-громкоговорителями приводит к тому, что более-менее однородное звуковое поле в широкой полосе частот обеспечивается на расстоянии не менее 2-3 метров от АС, и в малогабаритных помещениях они звучат весьма своеобразно. В-третьих, мощные неэкранированные магнитные системы НЧ- и СЧ-динамиков не позволяют использовать их в системах “домашнего театра“. В-четвертых, несмотря на высокую чувствительность, 75АС-001 плохо работают с ламповыми усилителями, так как тяжелый басовик требует эффективного демпфирования низким выходным импедансом. Есть еще “в-пятых“ и “в-шестых“... Но в любом случае, если вы умеете и любите что-либо делать своими руками, от любой переделки вы получите настоящее удовольствие.

© Константин Быструшкин. Салон AV, 11/98.


Добавил:  Павел (Admin)  
Автор:  © Константин Быструшкин (Салон AV 11/98) 

Вас может заинтересовать:

  1. Магнитная экранировка акустических систем
  2. Время пилить рояли
  3. Фронтальная акукстика
  4. Смешанное подключение акустики
  5. О применении сабвуфера в музыкальной системе


    © PavKo, 2007-2018   Обратная связь   Ссылки   Яндекс.Метрика