Портал для радиолюбителей
   Звук из-под ног
    Главная -> Статьи -> Акустические системы -> Звук из-под ног


<< Назад в раздел   Распечатать Дата добавления: 2007-10-05 | Просмотров: 7405


Статья взята с сайта 12 Вольт

Обычно позиции, изначально отведенные в салоне транспортного средства под размещение фронтальной акустики, оставляют желать лучшего, и еще какого. На конвейере динамики с упорством, достойным лучшего применения, устанавливают либо слишком низко, либо чрезмерно смещенными назад по отношению к слушателю, либо еще черт его знает как. Сигнал же излучается в направлении ног, поясницы или того, что ее пониже, но только не туда куда надо. В результате о какой-либо адекватной звуковой сцене говорить не приходится, а вот стоячих волн, фазовых ломок и прочих негативных явлений, никак не способствующих комфортному звуковосприятию, возникает предостаточно. Автомобилестроителей понять можно: у них на первом и втором местах дизайн и снижение себестоимости производства, а звук... Ну, наверное, где-то на шестом-седьмом. Приходится ситуацию исправлять.

     В последнее время за пределами российских границ все большей популярностью пользуется установка фронтальных драйверов в кик-панели. Первыми, как водится, были американцы, освоившие подторпедные области салона еще лет пять назад. Потом подтянулись их европейские союзники. За доказательствами далеко ходить не надо. Вот и на последней выставке мобильной электроники в германском городе Зинцхайме, куда группа наших инсталляторов в прошлом году отправилась на ознакомительную экскурсию, подобных акустических решений было пруд-пруди. Причем установщики все как один свидетельствуют: мид-басы и пищалки стоят в ногах, а сцена, как положено,   прямо перед глазами. Другими словами, кик-панели   вещь перспективная, хотя соответствующие навыки при работе с ними требуются.

     Прежде всего клиента следует предупредить: определенным пространством, которое в машине отведено под нижние конечности, возможно, придется пожертвовать. Пускай сам решает, что его больше "греет"   звук или простор. Но в любом случае при конструировании подиумов место надо экономить, потому как, если каждый раз во время посадки (высадки) водителя (пассажира) динамик будет бит ногой, это вряд ли кому понравится (прежде всего, конечно, динамику).

     Далее. Подиумы можно делать самим и можно их приобрести за определенную сумму денег. В некоторых американских компаниях (в частности Q-Logic) это дело поставлено на поток, и если у вас имеется на них выход, то вам, вероятно, за соответствующее вознаграждение (с вашей стороны) в СКВ помогут. Нам денег было жалко, поэтому мы в ходе краткосрочной командировки в Штаты забежали в весьма уважаемый установочный центр и попросили показать весь процесс от начала до конца. Можно сказать, обратились к истокам. Американцы   люди вежливые и долго не сопротивлялись. Демонстрация происходила на площади Mitsubishi Eclipse восьми лет от роду, в которую предстояло вписать пару 4-дюймовых коаксиальных динамиков MB Quart QM 100.03 KX. В общем, передаем слово авторам.

Родовое гнездо

     Первый и очень важный шаг - определить наилучшие с точки зрения излучения сигнала и комфорта слушателей позиции для установки драйверов. Можно для этих целей использовать обыкновенный пластилин, закрепив с его помощью динамик на месте будущего подиума. Дальше подключаем спикер к головному устройству и слушаем (у кого есть анализатор спектра   тоже не помешает), изменяя угол наклона. Таким образом удается определить оптимальную направленность излучения, да и в принципе решить, стоит ли в данном автомобиле задействовать кик-панели под акустику или обойтись передними дверьми или чем еще. После того как положение громкоговорителей выверено, производятся необходимые для конструирования подиумов измерения с точностью до миллиметра.

     Большинство машин (произведенных за рубежом, естественно) уже изначально оборудованы пластиковой обшивкой в области кик-панелей. Поэтому у установщика есть два варианта: использовать штатную обшивку или изготавливать дубликат из стекловолокна. Второе предпочтительнее, так как сохраняются родные детали автомобиля на случай его возможной продажи и демонтажа системы. Оригиналы же могут использоваться в качестве шаблона для дубликатов следующим образом. Сначала штатная обшивка покрывается слоем лубриканта, чтобы позже можно было без проблем отделить шаблон от дубликата. Нарезаются большие куски стекловолоконной ткани (достаточной ширины и длины, чтобы они могли полностью закрыть поверхность оригинальных обшивок) и пропитываются смесью смолы и отвердителя. Затем форма оборачивается в пропитанную смолой стеклоткань с повторением всех ее контуров. После того как смола затвердеет, получаются абсолютно точные дубликаты штатных кик-панелей. Форма легко отделяется от стеклоткани, и после небольшой обработки надфилем и наждачной бумагой платформа под подиум готова.

Кольцевание

     Дальнейшие этапы в принципе не зависят от того, используются ли штатные обшивки или их дубликаты. Основной инструмент в изготовлении колец - шлифмашина (американцы называют ее "router"). Можно также использовать специальную пилу (набор необходимых инструментов показан на фото 2). Определившись с диаметром динамиков, из 0,5-дюймовой MDF (Medium Density Fiberboard) вырезаем два кольца для каждого драйвера: экранирующее и для крепления защитных металлических решеток. Кольца грилей должны быть примерно на 3 мм меньше в диаметре для того, чтобы они смогли вписаться внутрь создаваемой конструкции. Для этих целей применяют 1/8-дюймовую фрезу (фото 3).

     В свою очередь 3/8-дюймовая фреза используется для снятия верхнего слоя внутреннего радиуса кольца из MDF по диаметру металлической защитной решетки. Последняя затем крепится к кольцу при помощи герметика. После того как герметик затвердеет, края решеток обрабатываются шкуркой. Еще одна 1/8-дюймовая фреза понадобится для вырезания канавки на нижней стороне кольца для последующего крепления декоративной ткани, закрывающей металлические решетки (фото 4, 5).

Экранирование

     Для дальнейшего оформления подиумов под динамики используются пластины из водонепроницаемого оргалита, по ширине в точности совпадающие с суммарной шириной двух колец из MDF (в нашем случае - 1 дюйм). Пластины закрепляются небольшими гвоздями по всей окружности кольца-экрана при помощи пневматического или электрического "пистолета" (фото 6, 7). Обшитые кольца приклеиваются на "ножках" из все того же оргалита столярным клеем (клея лучше не жалеть) к ранее изготовленным кик-панелям (фото 8). Здесь главное "попасть" в те измерения, что были получены на предварительной стадии, как с точки зрения направленности излучения, так и размеров корзины и магнита динамиков. Поэтому на данном этапе лучше еще раз проверить, насколько полученные конструкции им соответствуют. Другими словами, провести промежуточные испытания, поместив "подиумы-полуфабрикаты" вместе с динамиками в автомобиль. Кроме того, пора задуматься и о том, каким образом готовые подиумы вместе с динамиками будут крепиться в машине. К примеру, можно задействовать стандартные пластиковые защелки, которыми крепятся оригинальные обшивки и которые для надежности следует приклеить эпоксидной смолой. Но сделать это нужно уже на этом этапе, пока доступны крепежные отверстия.

     Теперь приступаем к обтяжке собственно кик-панелей в сборе с обоими кольцами. Подходящим материалом здесь является радиоткань, поскольку она достаточно эластична, чтобы повторить самые причудливые контуры подиумов. Ткань равномерно обрабатывается адгезивным спреем и также равномерно натягивается на кик-панели (фото 9). Затем конструкция покрывается (кисточкой) двумя слоями полиэфирной смолы, смешанной с отвердителем (фото 10).

     Когда смола затвердеет, вырезаются отверстия под динамики, открывая доступ внутрь подиумов. Внутренние стенки конструкции обильно, в несколько этапов обрабатываются все той же смолой, чтобы сделать подиумы более прочными и избавиться от возможных и нежелательных призвуков. Естественно, что каждой порции смолы надо дать затвердеть прежде чем заливать следующую. Внешние поверхности подиумов обрабатываются шпаклевкой, а потом шкурятся до почти зеркального блеска (фото 11).

Декорация

     Дальнейшее оформление подиумов может быть разным. Можно их просто покрасить, а можно затянуть в винил, кожу или еще какой материал   на усмотрение установщика и клиента. По завершению обтяжки (или покраски) подиум почти готов, остается только закрыть решетки декоративной акустически прозрачной тканью. Для этого вырезаются два куска немного большего размера, чем сами грили, натягиваются на кольца и заворачиваются за края так, чтобы материал закрывал вырезанную на нижней поверхности бороздку. Теперь ткань надо закрепить. Без проблем. Берем провод 16-го калибра нужной длины и вставляем в эту самую борозду поверх материала (фото 12). Преимущества такого решения в том, что в последствие можно будет легко заменить ткань, если она придет в негодность (испачкается, порвется), что в местах размещения нижних конечностей отнюдь не редкость.

     Вот мы почти и закончили. Динамики вставляются в подиумы, подключаются к источнику или усилителю, закрываются грилями, и вся конструкция монтируется в машину. Разницу, как было, и что получилось,   вы видите на снимках (фото 13, 14). По нашему мнению, получилось совсем даже неплохо.

Н. ЗУБКОВ


Добавил:  Павел (Admin)  
Автор:  Н. ЗУБКОВ 

Вас может заинтересовать:

  1. Большие динамики в маленьких ящиках
  2. Конструкции громкоговорителей
  3. Би-ампинг для магнитолы
  4. Сабвуфер 52wSUB2L-2
  5. Расчет сабвуфера при помощи WinISD


    © PavKo, 2007-2018   Обратная связь   Ссылки   Яндекс.Метрика