Эта идея родилась после многочисленных экспериментов с
однотактными циклотронами, где выходной автотрансформатор
нужно было « передавливать » противотоком для получения
нуля на его выводах. Итак, все по порядку, что же это за зверь
однотактный циклотрон и чем он лучше обыкновенного усилителя
построенного по традиционной схеме? Для начала пользуясь
железным правилом аудиофила: « Нет элемента – нет проблемы »
создадим наиболее короткий тракт от ЦАПа до динамика. Тут
нужна лампа с высокой крутизной и большим усилением, чтобы
на одном каскаде получить около одного ватта выходной
мощности, что вполне достаточно для субъективной оценки
качества звука. В таком коротком тракте будет слышно все:
качество пайки, длина проводов и т.д. поэтому монтажу нужно
уделить особое внимание. Схема на рисунке 1.
Рис. 1.
Нижняя лампа это собственно усилитель мощности, а верхняя
простейший, но эффективный источник тока, достаточно
взглянуть на ВАХ 6Ж52П в пентоде и сразу понятно почему
верхняя лампа стабилизирует именно ток, а не напряжение.
Его задача ( источника тока ) – « передавить » напряжение на
автотрансе до нуля. Для чего это нужно? А лишь для того, что
по давно устоявшейся традиции считается, что на динамике не
должно быть никакой постоянки, это мол, для него вредно.
У меня другое мнение – это не вредно, это даже полезно, но
об этом чуть ниже.
Настройка схемы проста. Резистором R2 выставляем 150
вольт между катодом и экранирующей сеткой лампы Л2.
Резистором R1 добиваемся нулевого потенциала на автотрансе.
Токи: I1 - ток Л1, I2 - ток Л2, они должны быть равны.
В качестве Тр1 применен тот же транс, что и во втором варианте
схемы, но здесь без зазора 0,12 мм.
Что получаем в итоге от циклотрона:
1. Автотранс можно мотать на ТОРах, т.к. отсутствует
подмагничивание сердечника.
2. Частотный диапазон расширяется до теоретического
предела: снизу – 0 Гц ( зависит от индуктивности и
Ri выходной лампы ), сверху – до 100 кГц ( зависит
от собственной емкости автотранса ).
3. Ну и главное, звук, субъективно становится более
резким и прозрачным. Все что терялось в воздушном
зазоре между первичкой и вторичкой при
трансформации, теперь присутствует в выходном
сигнале.
Скептики могут улыбнуться и возразить – зачем нужен весь этот
геморрой с источником тока? В ответ скажу просто и коротко –
это улучшает качество звука.
Теперь переходим к основной части статьи.
Так вот, в процессе экспериментов родилась мысль, а нельзя ли
вообще убрать источник тока, и чем это грозит динамику?
Оказалось ничем, смотрим схему на рисунке 2.
Рис. 2.
В качестве автотранса были использованы два телевизионных
трансформатора ТВ – 3Ш, 1 – это первичка, 2 – это вторичка.
Трансы разбираются, I пластины удаляются, далее стыкуем
их теми местами, где были I пластины с зазором 0,12 мм,
обмотки соединяем параллельно. Схема на рисунке 3.
Рис. 3.
Посчитаем мощность, которая падает на динамике:
Р = 0,00017 х 0,02 = 0,0000034 Вт
Ну и что, до сих пор страшно включить динамик в анод?
По-моему этими микроваттами и муху не убьешь, не говоря уже
об акустике. Разумеется, окончательный выбор остается за Вами,
но еще раз хочу сказать – автотранс реально улучшает качество
звука. Тем более, ( я так думаю ) что небольшая постоянка
не дает диффузору сильно болтаться после одиночного импульса,
чем и объясняется более резкое звучание схемы на низах.
Такой простой переделкой из ТВЗ в автотранс можно улучшить
качество звука любого однотактного усилителя. Но нужно не
забывать, что во втором варианте используется автотранс с
зазором.
Так же необходимо помнить, что между колоночным кабелем
и землей присутствует высокое напряжение опасное для жизни.
Я бы советовал припаять колоночный кабель прямо к автотрансу
без переходных клемм на корпусе, а разъемы на колонке
закрыть небольшим кожухом.
Удачи и хорошего звука.
Добавил: Павел (Admin) Автор: Максимов Андрей Владимирович (sattelite2006()yandex.ru)