Портал для радиолюбителей
   Двухтактный УНЧ 6П3С, EL34
    Главная -> Статьи -> Ламповые усилители низкой частоты -> Двухтактный УНЧ 6П3С, EL34


<< Назад в раздел   Распечатать Дата добавления: 2008-03-24 | Просмотров: 60785


Данный усилитель проектировался по просьбе А.Шевченко из Киева, чем обусловлена его схема, применение типов ламп и трансформаторов.

лампы

Без крышек

Вид на монтаж

Усилитель выполнен с фиксированным смещением  ламп выходного каскада.
Сигнал через регулятор громкости поступает на сетку левого триода лампы 6Н9С, снимается с его анода на управляющую сетку лампы выходного каскада и одновременно через делитель напряжения поступает на сетку правого триода 6Н9С, переворачивается по фазе и поступает на управляющую сетку второй лампы выходного каскада. Выбор данной схемы фазоинвертора обусловлен лучшим звучанием и бОльшим коэффициентом усиления этой конструкции по сравнению с другими конструкциями фазоинверторов с резистивной нагрузкой.
Сигнал на сетки ламп выходного каскада поступает через разделительные конденсаторы и “антизвонные” резисторы, которые служат для предотвращения самовозбуждения выходного каскада при некорректном монтаже.
На управляющие сетки ламп выходного каскада также подаётся напряжение смещения с регулируемых делителей напряжения, выполненных на подстроечных резисторах.
С анодов выходных ламп сигнал поступает на выходной трансформатор, с него – в нагрузку. Выходные лампы могут работать в двух режимах–триодном, ультралинейном.
Выбор режима осуществляется с помощью сдвоенного переключателя П1.
Схема второго канала полностью идентична схеме первого.

 
Настройка усилителя:
Первый каскад настраивается по падению постоянного напряжения 1,8-2В в контрольной точке на катодном резисторе подбором номинала этого резистора.
Второй каскад настраивается по падению постоянного напряжения в контрольных точках на катодных резисторах 1 Ом ламп выходного каскада, путём регулировки напряжения смещения на управляющих сетках этих ламп. Падение напряжения на них должно быть 0,35-0,4В, что соответствует току анода каждой лампы 35-40мА. Наиболее “экономные” могут снизить токи выходных ламп до 25-30мА. Я думаю,  излишне напоминать о том, что все эти настройки нужно производить в режиме молчания.
По переменному напряжению фазоинверсный каскад настраивается при подаче переменного напряжения около 0,5В с частотой 3кГц на сетку левого триода лампы 6Н9С, подстроечным резистором в цепи сетки правого триода лампы выставляется одинаковое по величине переменное напряжение на анодах лампы. При этом нужно пользоваться вольтметром с входным сопротивлением не менее 1мегОм.
При настройке вторичную обмотку выходного трансформатора усилителя необходимо нагрузить на активное сопротивление, близкое к номиналу акустической системы.
Излишне напоминать, что это сопротивление должно быть достаточной мощности.
Трансформатор  питания этого усилителя выдаёт переменного напряжения на анодной обмотке 250-270В, при токе не менее 0,3А для ламп 6П3С и не менее 0,4А для EL34. Обмотка напряжения смещения должна быть 40-50В переменного напряжения.
Накальные обмотки должны быть не менее 3А для питания накалов 6П3С и не менее 4А для питания накалов EL34.
Выпряимтели-мостовые, диоды анодного выпрямителя шунтированы плёночными конденсаторами, анодные 10нФх400В, смещения 1,5нФх160В.
Дроссели ДР-0,4-0,34 от телевизоров УЛПЦТ  имеют 750витков провода 0,31 на железе Ш16 х 21, активное сопротивление 16 Ом, служат для фильтрации анодного напряжения и дополнительной развязки между каналами по анодному напряжению, желающие могут их не применять, если результат не важен, или нужна наименьшая стоимость, экономия на них будет примерно 2$.


Применямые детали:
Выходные лампы предварительно подобрать попарно, желательно подобрать четыре близких между собой по току анода. 6Н9С тоже желательно подобрать по минимальному расхождению падения напряжений на анодах триодов.
Разделительные конденсаторы 0,22 и 0,5мкФ  х 250В  К78-2,  или К71-7, шунтирующий конденсатор 4мкФ в средней точке выходного трансформатора  – бумажный на напряжение 400В, можно применить плёночный на это напряжение, остальные шунтирующие конденсаторы - плёночные К73-17.
Электролитические можно применить “Samsung”, “Treс”, или другие.
Резисторы в цепях анодов, управляющих сеток желательно применить ВС, остальные – МЛТ, подстроечные резисторы – СП, СПО. Регулятор громкости - самый лучший, что сможете приобрести, можно применить два раздельных.
Выходные трансформаторы  от радиолы «Симфония», можно применить другие  РР, не меньшей мощности, силовой трансформатор – ТАН107,  или другие, подобные ему,   немного большей мощности.
Чувствительность усилителя порядка 0,65В.

Для уменьшения чувствительности до 1,5В:
В фазоинверторе  применить лампу  6Н7С, резисторы в анодах заменить на номинал 33-36к 2Вт, в катоде 250-270 Ом падение напряжения на нём следует подобрать порядка 2,5В.
Резистор фильтра в цепи анодного питания уменьшить до 1-1,3к.
Следует увеличить ёмкость межкаскадных конденсаторов до 1мкФ, уменьшить номинал резисторов утечки в цепях сеток выходного каскада до 110-130к. 


 

Выходная мощность усилителя с подобранными лампами лампами 6П3С в триодном включении 6Вт при КНИ порядка 0,3%, в ультралинейном около 12Вт при КНИ  0,5%.
При применении EL34 выходная мощность возрастёт в 1,4 раза.
Возможно применение в выходном каскаде ламп 6П6С и Ф6С, при этом ток покоя выходных ламп 25-30мА, выходная мощность в сравнении с 6П3С снизится примерно в 1,5 раза.

Удачи и хорошего звука!

Отзыв:

>Анатолий, у меня праздник. Запустил усилитель.
>Я знал, что будет хорошо, но я не ожидал, что на столько.
>Эмоции переполняют.
>Праздник ДВОЙНОЙ. Колонки выдали такое звучание!
>А я уже собирался потихоньку от них избавляться.
>Слушаю усилитель.
>Работает без всякого намека на ламповый окрас старой Симфонии. Каких-либо >искажений я не услышал. Чувствуется большой запас. 
>Существенно добавилось низких. Улучшилась атака, четкость.
>Динамик 2А-12 стал как бы более контролируемым.
>Увеличилось послезвучие, это когда например, звуки-ноты дольше висят в воздухе.
>Нет никакого желания паять темброблок.
>Разница между ультралинейным режимом и триодным существенна.
>Поначалу кажется, что лучше ультралинейный. Больше напора, драйва, баса.
>При переключении в триодный режим через несколько минут отмечаешь, что баса
>достаточно и его нисколько не уменьшилось.
>А вот слух меньше напрягается, триодный звук более приятный.
>Звучание стало упругим, буквально  пружина.
>Ультралинейный со временем утомляет и просится переключиться на триод.
>Ультралинейный режим будет хорош для рок - музыки.

>Alexander Shevchenko 


Добавил:  Павел (Admin)  
Автор:  А.И. Манаков (ака Гэгэн) 

Вас может заинтересовать:

  1. Усилитель для старшего сына
  2. Усилитель на 6с33с
  3. По настоящему качественный MM RIAA корректор
  4. Однотактный одноламповый. 6Э5П
  5. SE EF860 + 2 x 6С19П


    © PavKo, 2007-2018   Обратная связь   Ссылки   Яндекс.Метрика