Этих усилителей я собрал больше десятка, и ещё
больше их повторили мои друзья.
Если хотите, повторите и вы. Качество звука приятно
порадует вас, плюс несложность изготовления и
настройки, доступность ламп, довольно большая
мощность - всё это в совокупности сужает ваш выбор,
и вам не остаётся ничего, кроме как изготовить.
Вот что это за аппарат:
Раскачка ведётся СРПП на 6С3П. Усиление каскада -
40. Это позволяет непосредственно с выхода CD-плеера
выжать максимальную мощность - 10 ватт.
Но сначала разберёмся с регулятором громкости,
потому что сигнал с сидюка поступает именно на него.
Все знают, сколько стоит хороший регулятор. Альпс -
50 баксов, а ТКД - страшно сказать сколько - 150!
Стоимость его может превысить стоимость всего
проекта. Нам нужно что-нибудь подешевле, но не
намного хуже по качеству.
И такой вариант есть! Обратите внимание, как включён
регулятор громкости. Это линейный (по-нашему группы
"А") резистор за 18 рублей, сдвоенный, корейского
производства, сопротивлением 100 ком. Со среднего
движка на землю его шунтирует постоянный резистор
ПТМН (если нету ПТМН, так уж и быть ставьте УЛИ, ВС,
С2-10, словом, самое лучшее, что только сможете
найти). Их суммарная характеристика оказывается
близка к показательной, той, которая нам и
требуется.
Шум и нелинейность самого переменника оказываются в
значительной мере снивелированы отличными свойствами
постоянного резистора, так что такой бутерброд
оказывается в целом лучше по звуку, чем синего цвета
27-миллиметровый Альпс за 27 баксов. Вот так-то!
Платой за это является меняющееся в пределах от 11,5
до 100 ком при уменьшении громкости входное
сопротивление каскада, но, как правило, современные
источники терпят это без проблем. Так что - смело
используйте такие регуляторы.
Далее. Почему СРПП? Ведь столько уже ругали этот
каскад: и двухтактный он, и не звучит, и звуковой
почерк самих ламп нивелирует… Всё так. Но зато он
чертовски всеяден к любой музыке (вдруг вы захотите
ACDC послушать?), очень стабилен, имеет низкое
выходное сопротивление, соответственно хорошую
нагрузочную способность и отличные динамические
свойства.
В данном каскаде ток СРПП невелик - всего 8 ма, но
если вы хотите, вы можете его увеличить уменьшением
резисторов R1, R2. Антизвонные резисторы R3, R5
стоят так, на всякий случай. При грамотном монтаже
можете их спокойно убрать.
Теперь мы упёрлись в проходной конденсатор, от
которого в огромной степени зависит звук усилителя.
Значит, сразу говорю: лучший вариант - раздетый
КБГ-МН 4 мкф на 600 вольт, зашунтированный КСО 0,01
мкф на 250 вольт. Но вы, конечно, можете и
поэкспериментировать, вдруг у нас очень разные
вкусы, или системы, или конденсаторы - мало ли…
В сеточной цепи 6П42С стоит сопротивление 33 ком,
тоже ПТМН. Ну, в принципе, можно и 75 ком поставить.
Но мне кажется 33 ком здесь оптимально по звуку, но
вы тоже попробуйте им поиграться - звук от этого
меняется.
6П42С включена триодом: вторая сетка через 75 ом на
анод, лучевые пластины - на катод, катод на землю.
На время настройки включите в цепь катода резистор
на 1 ом, потом уберёте его, а пока контролируйте по
падению напряжения на нём ток через лампу. Он должен
быть в пределах 130 ма. Хоть вам и не нравится
антизвонный резистор 500 ом, включенный
последовательно с первой сеткой выходной лампы, всё
же не убирайте его сразу. Настройте и прогрейте
аппарат с ним, а потом может и получится убрать,
опять же, если монтаж позволит. Я обычно, если делаю
усилитель кому-нибудь, не себе, оставляю этот
резистор на всякий случай.
Выходные трансформаторы можете взять из моей статьи
"Выходные трансформаторы из подручных средств".
Трансы под номерами 1, 3, 9 вполне подходят. При
сопротивлении, приведённом к аноду в районе 1,8-2,5
ком, у вас получатся 9-11 ватт очень неплохого
звука, с демпфактором - 7-8, что для усилителя с
такой мощностью просто отлично!
Отдельно стоить сказать о блоке питания.
Анодник - любой на мощность не менее 200 ватт, с
двумя обмотками по 280 вольт. Если будете мотать
сами, возьмите ТС250-2М, первичка - 1100 витков
провода 0,65 мм, две вторички - по 1400 витков
провода 0,31 мм. Обязателен межобмоточный экран.
Накальник - какой угодно. Из бытовых ТНов можете
взять ТН60. Одна накальная обмотка питает кенотроны
(6Д20П или 6Д22С), вторая - выходные лампы
(виртуальная средняя точка этой обмотки заземлена),
третья - нижние лампы СРПП (потенциал обмотки по
постоянке +30в), четвёртая - верхние лампы СРПП
(потенциал +200в).
Смещение, как вы видите, фиксированное , другого я
не признаю. Сделано оно от тех же обмоток, что и
анодное питание. Диоды в смещении - любые быстрые на
1000в, например, FR607.
Электролиты. Не надо везде ставить Блэк Гейты.
Только один он вам и нужен, серии FK, на 1000мк и
16в в катод нижней лампы СРПП. Но знайте: наши
древние ЭГЦ на 1000мк и 12в, будут немногим хуже,
особенно зашунтированные бумагой с маслом и
серебром. Их надо, правда, до-о-олго прогревать.
Часов 500 хотя бы, тогда они очухиваются от почти
полувекового сна и начинают хорошо работать.
Конденсаторы в анодном и сеточном питании - К50-3Ф,
К50И-1, параллельно с ними обязательно работают КСО
(КСГ, ССГ) и КБГ-МН.
Никто не запрещает, конечно, ставить Ничиконы,
Панасоники и прочие Хитачи, но надо же вам узнать,
что и у нас были приличные электролиты.
Дроссель, как говорится, особенностей не имеет.
Намотан на железе от ТСШ170, сечением 18 кв.см. и
имеет в обмотке 1650 витков провода 0,6 мм
диаметром.
Вот, собственно, мы и коснулись всех основных узлов
усилителя.
Если соберёте отдельные моноблоки для каждого
канала, будет гораздо лучше. Если сделаете отдельный
питатель для входного каскада - ещё лучше. Если в
смещение вместо диодов каменных поставите вакуумные,
типа 6Ц10П, - просто прекрасно!
Всё в ваших руках, друзья! Дерзайте!
Добавлю, кстати, что существуют лампы 6П42С четырёх
( ! ) разных видов. Все они светлановские. Более
старые и более высокие, со светлым "пушистым" анодом
звучат великолепно, но имеют чуть меньшую крутизну,
чем более поздние - в точности похожие на 6П45С, но
с другой цоколёвкой. Между ними помещаются 42-е с
серым не "пушистым" анодом и совершенно уникальные
6П42С без камерного анода, обладающие отменной
линейностью (я не сказал "звуком"). Звучат же лучше
- самые ранние из этих ламп, вот их и ищите.
Можно, конечно, поставить на выход и 6П45С, перепаяв
панельку под разножку 45-ой. Если мощность для вас -
не главное , 42-ую простым "перетыком" можно
заменить на 6П36С. Получите около пяти ватт, высадив
на аноде 36-ой около двадцати. Но не ставьте 6П44С
(она же EL500), ничего путного не получится. Только
большие, толстостенные, "внушающие" лампы! Со
временем придёте к ГУ80, ГМ100 и так далее…
Ну что ж! Спасибо, что прочитали вышеизложенное!
Удачи вам, друзья, в повторении данной конструкции,
и всяческих творческих успехов!