Как я изобрел велосипед
Все началось как у многих. Блуждая по степям интернета, наткнулся на сайт Брусникина и захотелось починить старый “Фестиваль”, покрытый вековой пылью. Послушав звук, подумал, что не так все плохо и продолжил свои опыты с лампами. Поскольку еще во времена моей учебы в МИФИ был затронут курс по ламповой технике (хотя я уверен, что это осталось), вспоминать было не так сложно. Моим первенцем год назад стал “ Бюджетный Лофтин-Уайт” от Брусникина из тех радиодеталей, что были под рукой. Меня просто потряс звук, хотя на том этапе я еще не догадывался, что такое НАСТОЯЩИЙ звук, да и сейчас понимаю, что пока не достиг совершенства. Изучая литературу по HI-END-тематике, пробовал на звук разные лампы и схемы. Ни одна вновь собранная схема по звуку не повторяла предыдущую! Чем дальше я совершенствовался, тем больше появлялось звучащих компонентов на моем рабочем столе. Были опробованы лампы: 6П3С, ГУ-50, 6П45С, ЕL-34, Г-807 и в качестве драйвера : 6Н8С, 6Н9С, 6Н7С, 6Н1П, 6Н2П, 6Н3П, 6Н23П и т.д., не говоря о конденсаторах и резисторах, серебре, меди и даже золоте! Все лампы при грамотно подобранном режиме (с учетом их собственной ВАХ и качества) - звучат! Я полностью согласен с утверждением патриархов HI-END “В усилителе ВАЖНО ВСЕ!”, от пайки и компоновки радиоэлементов до качества самих элементов! Но когда-то надо остановиться. (Сейчас я понимаю, что остановиться просто невозможно!) Стал понимать, что дальнейшее совершенствование в одиночку становится дорогим.
Поэтому предложенные А.Манаковым схемы для тех, кто хочет только слушать музыку, – идеальное решение с точки зрения бюджета, да и схемотехника с изюминкой! Ну так вот, чтобы не потерять мысль, привожу очевидный график функции затрат на радиоэлементы от прироста качества. Всем понятно, что на заключительном этапе отладки достаточно большие вложения денег дают мизерный прирост качества звука!
Поэтому захотелось чего-то своего от самого начала до конца, не слишком дорого, но и не дешево, просто и в тоже время не примитивно. Вы меня поймете, если решите собрать предложенный ниже усилитель. Достаточно словоблудия, оставим это на потом, а сейчас сама схема.
Зная все недостатки, я остановился на однотактной схемотехнике, и вот что получилось.
Не буду вдаваться в свои расчеты и последующие корректировки, просто кратко опишу самое на мой взгляд необходимое, а на все возникшие вопросы отвечу каждому отдельно. В качестве драйвера – я полностью согласен с Брусникиным - наша лампа 6Н8С очень музыкальна. Первый триод – усилитель на резисторах, второй - для раскачки выходной лампы 300В. Саму лампу 300В я считаю по звуку одной из самых лучших, что придумало человечество, жаль, что по последним данным и ее производство понемногу сворачивается.
О радиодеталях:
Используя рекомендации Брусникина для улучшения звучания и не сильно увеличивая вес, размеры и затраты, электролитические конденсаторы шунтированы масляными МБГЧ, КБГ и даже МБГО (С1, С4, С8, С10) (лучше, конечно, вообще отказаться от электролитов и применить везде только масло!), я частично использовал ДПС (пленочные) - тоже неплохо! В первом каскаде на катоде используется танталовый электролит, а остальные электролиты- производства от “SAMSUNG”( С2, С5, С9). Что касается С6, то - не буду оригинальным - применил К40-У9, хотя все и советуют отказаться от параллельных связях в усилителях, после некоторых прослушиваний шунтировал его конденсатором С7 типа СГМ на 9100 пФ, хотя это не обязательно! Отклонение от номинала в меньшую сторону не более 5%.
6Н8С - производства МЭЛЗ (Особенно если на рынке купить штук 100, изготовления до 1970 года и выбрать только две, если повезет, или сразу купить импортные!). 300В – как ни странно Саратовского производства (качество не ах) попадаются очень музыкальные. Если нет возможности выбора, – купите Питерские, они и проработают дольше, разброс параметров от лампы к лампе меньше, т. е. легче подобрать пару, но цена уже в два раза больше. Ну а если есть деньги, то – итальянские или, на крайний случай, китайские, хотя последним я не доверяю.
Резисторы - МЛТ-2, ОМЛТ-2, лучше ВС. И - опять же для “новых русских” – танталовые! Резистор в цепи катода лампы 300В - проволочный типа ПЭВ. Переменный резистор на 47кОм можно подобрать из СПО-III, а лучше применить дискретный L- аттенюатор, А. Бельканов об этом уже рассказывал. Статью можно найти в журнале “Вестник А.Р.А.”. Подстроечный резистор в катоде 300В - проволочный от лампового телевизора типа СП5-50М. Отклонение от номинала всех резисторов 5% , я использовал 1%.
Монтаж – лучше навесной, соединительные проводники - чем короче, тем лучше! Обратите внимание на соединение земли на входе в одной точке и соединение конденсатора С10, рядом с выходным трансформатором. Припой с содержанием серебра и постарайтесь паять надежно, не “ляпать” и по возможности использовать минимум припоя. Соединительные провода –чистая медь в изоляции или еще лучше – посеребренная, а в качестве изоляции- фторопласт. Фторопласт – просто изумительный диэлектрик! Входные провода - экранированные типа “микрофонные” , их можно изготовить самому. Г.С.Гендин в своей книге “Высококачественные усилители звуковой частоты” это хорошо описал, и способ монтажа тоже. Так как в предлагаемом усилителе используется высокое напряжение, перед сборкой настоятельно рекомендую проверить каждую деталь.
Теперь главное– выходной трансформатор. Одна из самых дорогих и важных деталей в усилителе, особенно в однотактной схеме, впрочем об этом уже много сказано. Его качество и стоимость – это 50% успеха! Можно, конечно, намотать его самостоятельно, я сперва так и сделал, рассчитал и намотал, потом еще раз и еще…. В результате купил его в одной фирме, не буду говорить в какой, чтобы не делать рекламы (если кому нужно, то отдельно сообщу – пишите), там же купил дроссели на питание. У трансформатора должны быть следующие характеристики: Ki/Kn=3кОм/4-8 Ом, Imax=0,25А, Ктр=22, а дроссель: Н=5,5Гн, Imax=300 мА.
Теперь о блоке питания (схема представлена ниже).
Запомните: всегда лучше кенотроны, поэтому в предлагаемой схеме блока питания лучше применить лампы, я использовал (опять же по совету Брусникина) силовые вентили, фактически повторив его схему, т. к. готовый корпус не вмещал кенотроны. Питание накала ламп везде происходит постоянным напряжением, для продолжительности их “жизни” драйвер лучше запитать на 6В, а 300В: 5-5,2 В.
Также для продолжительности “жизни” ламп применена схема задержки подачи анодного напряжения на 1 минуту. И еще можно использовать 12в для питания вентиляторов, которые можно установить в случае использования закрытого корпуса для отвода лишнего тепла.
В цепи накала лампы 300В не применяйте микросхемы типа КРЕН и им подобные - сильно ухудшит звук, если уверены, что справитесь с фоном, то лучше запитать вообще переменным напряжением. Транзистор в стабилизаторе- значительно греется- не забудьте установить его на радиатор! Про детали я уже рассказывал, в блоке питания выбор деталей не так критичен. Электролиты я использовал те же, что и в усилителе, а конденсатор в фильтре анодного питания – ДПС пленочный, но можно и другой, например, масляные из выше перечисленных.
Трансформатор для анодного питания – готовый ТА-270, соединив вторичные обмотки так, чтобы получилось два напряжения на 350 В, а для накала использовал самодельный тор.
Усилитель из заведомо исправных деталей, собранный по схеме без ошибок, начинает работать сразу. Следует лишь проверить режимы работы ламп. Далее предстоит самое интересное – заставить его звучать. Кого-то звук удовлетворит сразу, для других это будет любимый конструктор на определенный промежуток времени.
Как видите, получился велосипед. Я не сильно этому огорчился после первого включения. Кто-то написал про переделку “Прибоя”, что звучание усилителя такое, что его не хочется выключать, Я ТАК И ДЕЛАЮ!
Параметры получились следующие: Рвых~ 10 вт, частотная хар-ка: 17-27000Гц, чувствительность 0,7 В, коэф. нелинейных искажений измерить нечем да и нет необходимости, ведь главное это звук!
В заключении хочу остановиться немного на акустике. Поскольку мощность усилителя – невелика, то лучше использовать высокочувствительную акустику свыше 93 Дб. Эксперименты с 25АС-027 ничего, кроме разочарования, даже после переделки, не принесли, и пришлось сделать колонки самому. Использовал КИНАПы 4А-32, предварительно доработав их по методу “Горыныча”, но верхи все равно показались слабыми, пришлось дополнить головками ВЧ - 6ГДВ-4 . Частоту раздела после долгих мучений установил в 12000 Гц, что собственно идет в разрез со всеми постулатами. Корпус из ДСП 16 мм, литраж ~140л , исполнение - фазоинвертор. Расчеты произвел с помощью программы “JBL SpeakerShop”, предварительно сняв параметры у 4А-32. Как ни странно, все это звучит, да еще как! Фото колонки, без защитной рамки из радиоткани, приведена ниже.
Конечно, акустику лучше купить импортную, если есть деньги, или воспользоваться книгой “Любительские громкоговорители”, автор - С. Бать.
На этом - все, попробуйте повторить, не пожалеете!
Режимы ламп, кому нужно, и эскиз колонки вышлю по e-mail: [email protected]
Всем отличного звучания!