Эстетика верхнего писка
Андрей ЕЛЮТИН(АвтоЗвук)
Фронтальная акустика у меня кочевала
сильно и долго, пока в конце концов не нашлось такое сочетание расположения,
ориентации, частоты раздела, фазы и частотного выравнивания, при котором
звуковая сцена села на правильное место. Здесь-то и пришла пора подумать об
эстетических аспектах.
Исходная ситуция была такова: Фокаловские пищалки установлены на
пластмассовых облицовках передних стоек, причем в облицовках прорезаны
отверстия сравнимые по диаметру с корпусами ВЧ головок (без переднего
фланца), а сами головки закреплены на гибких стальных полосках, с тем,
чтобы ориентацию можно было менять. После многочисленных, но, благодаря
такой конструкции, нетрудоемких проб, требуемое положение было найдено.
Теперь его надо было увековечить. |
|
|
Живых укоров было предостаточно. Ну хоть бы этот пример, установка на
призовом Форде Эскорте с британских финалов. (Подробности - здесь) |
Итак, аллах акбар - и вперед. Первым делом от картонной трубы подходящего
диаметра были отрезаны кольца, с зазором надевавшиеся на пищалки, и постепенно
подогнаны так, чтобы прилегать, пусть не по всему периметру, к облицовке, а на
другом конце - стать вровень с передней плоскостью пищалки. Где взять трубу? В
моем случае она служила (когда-то) тарой для пересылки географических карт по
почте. Другим источником, подозреваю, с большим выбором диаметров, могут быть
предприятия торговли, где продают ковровые покрытия, линолеум, пленку и т.д.
Концепция ясна? У меня, кстати, такая же труба и в тоннелях фазоинверторов
используется. Одна единственная карта активных тектонических структур Северной
Африки - а сколько пользы человечеству!
После подгонки получившиеся патрубки были прихвачены (не более того)
"Моментом" к облицовкам, а пищалки сняты и отложены в сторону - от греха.
Теперь носителем бесценной информации о заветной ориентации осей ВЧ
головок стали патрубки, закрепленные на облицовках. |
|
Окончательно крепление достигалось с помощью автомобильной шпаклевки
со стекловолокном (имеется в широкой продаже). |
|
Теперь самая потеха - придание изящества форм. Однажды попробовав текстильный
вариант, я его полюбил за технологическое изящество и в данном случае даже
особенно не размышлял.
Преимущество этой технологии перед другими, основанными на
механической обработке - в том, что геометрически состоятельные, плавные
обводы получаются сами собой, и очень быстро. В этой работе я использовал
два огрызка радиоткани (speaker cloth), оставшиеся от какого-то из прошлых
проектов. Вообще же можно применять любую растягивающуюся ткань, чем толще
- тем прочнее получится. Ткань закреплялась с обратной стороны на
контактном клею (продается в автоаудио магазинах и так и так понадобится
при отделке). |
|
|
Убедившись, что ткань натянута и приняла одинаковую форму на обеих
заготовках, замешиваем смолу и пропитываем. Смолу для такой работы
лучше брать фирменную полиэфирную (магазины автоприбамбасов, напр. AGA -
есть один на 2й Фрунзенской, есть еще где-то). Она менее вязкая, чем милая
сердцу эпоксидка, и лучше пропитывает, а если не сильно промахиваться с
пропорцией при добавлении отвердителя - то и "встает" быстрее, за час
какой-нибудь. Пропитывать надо все, кроме середины будущего отверстия
под пищалку - там все равно потом вырезать, по непропитанной ткани легче
будет. |
После отверждения смолы прочность получилась вполне достаточная для любого
разумного обращения - как следствие сравнительно толстой ткани. Один талантливый
житель солнечной Чухони описал свой опыт применения такой технологии, так он
пошел и купил дамские колготки. В его случае потом пришлось накладываь еще
стеклоткань - в колготках какя держава - видимость одна....
Перед окончательной отделкой я прошелся по всей поверхности
обыкновенной двухкомпонентной шпаклевкой, при этом в основном надо было
сгладить места перехода от ткани к облицовке (показано стрелками) - чтобы
образовавшаяся ступенька не была сильно заметна. Если бы предполагалось
потом готовые панели красить - пришлось бы лихо повозиться с выведением
поверхности, но поскольку я заранее сориентировался на виниловую отделку,
можно было взять шкурку позлее и завершить все в считанные минуты.
Одновременно со шлифованием лицевой поверхности надо снять
(спилить/срезать) края ткани, загнутые на обратную сторону, и вырезать
участок внутри патрубков. |
|
Винил, которым заклинают на страницах зарубежных источников, при
пересечении границы Российской Федерации оказывается всего лишь
кожзаменителем (было у нас когда-то уродливое новоязовое слово
винилискожа. Вот это оно и есть.) Отделка винилом (я уж так
буду называть - для солидности) - дело недолгое, но требует известного
вдохновения. Из матчасти нужны: контактный клей, как уже говорилось, и
тепловой пистолет, в крайнем случае - фен для волос. Наносим клей,
растягиваем винил, где надо сильно растягивать - греем воздухом,
приглаживаем, разглаживаем, обрезаем лишку и получаем изображенное на
фотке. |
|
После загибания краев винила внутрь отверстий под динамики их диаметр,
естественно, уменьшается и здесь очень желательно не промахнуться, потому что
удалить эти загнутые лепестки нельзя - все тут же слезет с лицевой
поверхности. Померяйте толщину винила штангенциркулем при подборе заготовки для
патрубков: труба должна быть шире на две толшины. Если все в порядке - вставляем
пищалки, присоединяем обратно провода и ставим облицовки на место. Я, обратите
внимание, для понта покрасил рассеиватели пищалок в цвет под названием "Античный
синий", но это не обязательно. Смотрим на результат:
Для справочки - вся бодяга заняла два дождливых осенних вечера.
Добавил: Павел (Admin) [email protected] |
Автор: Андрей ЕЛЮТИН (АвтоЗвук) http://www.avtozvuk.com