Эстетика верхнего писка


Андрей ЕЛЮТИН(АвтоЗвук)

Фронтальная акустика у меня кочевала сильно и долго, пока в конце концов не нашлось такое сочетание расположения, ориентации, частоты раздела, фазы и частотного выравнивания, при котором звуковая сцена села на правильное место. Здесь-то и пришла пора подумать об эстетических аспектах.
Исходная ситуция была такова: Фокаловские пищалки установлены на пластмассовых облицовках передних стоек, причем в облицовках прорезаны отверстия сравнимые по диаметру с корпусами ВЧ головок (без переднего фланца), а сами головки закреплены на гибких стальных полосках, с тем, чтобы ориентацию можно было менять. После многочисленных, но, благодаря такой конструкции, нетрудоемких проб, требуемое положение было найдено. Теперь его надо было увековечить. initial location
Живых укоров было предостаточно. Ну хоть бы этот пример, установка на призовом Форде Эскорте с британских финалов. (Подробности - здесь)

Итак, аллах акбар - и вперед. Первым делом от картонной трубы подходящего диаметра были отрезаны кольца, с зазором надевавшиеся на пищалки, и постепенно подогнаны так, чтобы прилегать, пусть не по всему периметру, к облицовке, а на другом конце - стать вровень с передней плоскостью пищалки. Где взять трубу? В моем случае она служила (когда-то) тарой для пересылки географических карт по почте. Другим источником, подозреваю, с большим выбором диаметров, могут быть предприятия торговли, где продают ковровые покрытия, линолеум, пленку и т.д. Концепция ясна? У меня, кстати, такая же труба и в тоннелях фазоинверторов используется. Одна единственная карта активных тектонических структур Северной Африки - а сколько пользы человечеству!
После подгонки получившиеся патрубки были прихвачены (не более того) "Моментом" к облицовкам, а пищалки сняты и отложены в сторону - от греха. Теперь носителем бесценной информации о заветной ориентации осей ВЧ головок стали патрубки, закрепленные на облицовках.
Окончательно крепление достигалось с помощью автомобильной шпаклевки со стекловолокном (имеется в широкой продаже).

Теперь самая потеха - придание изящества форм. Однажды попробовав текстильный вариант, я его полюбил за технологическое изящество и в данном случае даже особенно не размышлял.
Преимущество этой технологии перед другими, основанными на механической обработке - в том, что геометрически состоятельные, плавные обводы получаются сами собой, и очень быстро. В этой работе я использовал два огрызка радиоткани (speaker cloth), оставшиеся от какого-то из прошлых проектов. Вообще же можно применять любую растягивающуюся ткань, чем толще - тем прочнее получится. Ткань закреплялась с обратной стороны на контактном клею (продается в автоаудио магазинах и так и так понадобится при отделке). 
Убедившись, что ткань натянута и приняла одинаковую форму на обеих заготовках, замешиваем смолу и пропитываем. Смолу для такой работы лучше брать фирменную полиэфирную (магазины автоприбамбасов, напр. AGA - есть один на 2й Фрунзенской, есть еще где-то). Она менее вязкая, чем милая сердцу эпоксидка, и лучше пропитывает, а если не сильно промахиваться с пропорцией при добавлении отвердителя - то и "встает" быстрее, за час какой-нибудь. Пропитывать надо все, кроме середины будущего отверстия под пищалку - там все равно потом вырезать, по непропитанной ткани легче будет. 

После отверждения смолы прочность получилась вполне достаточная для любого разумного обращения - как следствие сравнительно толстой ткани. Один талантливый житель солнечной Чухони описал свой опыт применения такой технологии, так он пошел и купил дамские колготки. В его случае потом пришлось накладываь еще стеклоткань - в колготках какя держава - видимость одна....
Перед окончательной отделкой я прошелся по всей поверхности обыкновенной двухкомпонентной шпаклевкой, при этом в основном надо было сгладить места перехода от ткани к облицовке (показано стрелками) - чтобы образовавшаяся ступенька не была сильно заметна. Если бы предполагалось потом готовые панели красить - пришлось бы лихо повозиться с выведением поверхности, но поскольку я заранее сориентировался на виниловую отделку, можно было взять шкурку позлее и завершить все в считанные минуты. Одновременно со шлифованием лицевой поверхности надо снять (спилить/срезать) края ткани, загнутые на обратную сторону, и вырезать участок внутри патрубков. 
Винил, которым заклинают на страницах зарубежных источников, при пересечении границы Российской Федерации оказывается всего лишь кожзаменителем (было у нас когда-то уродливое новоязовое слово винилискожа. Вот это оно и есть.) Отделка винилом (я уж так буду называть - для солидности) - дело недолгое, но требует известного вдохновения. Из матчасти нужны: контактный клей, как уже говорилось, и тепловой пистолет, в крайнем случае - фен для волос. Наносим клей, растягиваем винил, где надо сильно растягивать - греем воздухом, приглаживаем, разглаживаем, обрезаем лишку и получаем изображенное на фотке.

После загибания краев винила внутрь отверстий под динамики их диаметр, естественно, уменьшается и здесь очень желательно не промахнуться, потому что удалить эти загнутые лепестки нельзя - все тут же слезет с лицевой  поверхности. Померяйте толщину винила штангенциркулем при подборе заготовки для патрубков: труба должна быть шире на две толшины. Если все в порядке - вставляем пищалки, присоединяем обратно провода и ставим облицовки на место. Я, обратите внимание, для понта покрасил рассеиватели пищалок в цвет под названием "Античный синий", но это не обязательно. Смотрим на результат:     

Для справочки - вся бодяга заняла два дождливых осенних вечера.
 



Добавил:  Павел (Admin)  [email protected] | 

Автор:  Андрей ЕЛЮТИН (АвтоЗвук) http://www.avtozvuk.com Рейтинг@Mail.ru