Автомобильные или домашние?


     У меня есть желание на основе комплекта автомобильной акустики примерной стоимостью $400 собрать колонки для дома. Думаю, так дешевле, чем покупать готовые. Насколько это возможно? Какие специфические отличия имеют автомобильные динамики от тех, которые используются в домашних АС, в т.ч. и связанные с разницей в объемах озвучиваемых помещений? В номере за декабрь 1998 г. в разделе «Из ящика», стр. 4, колонка 1, вы пишете: «При отношении Fs/Qts = 67 это классический «закрытый» динамик, причем специфически автомобильный». В чем заключается его «автомобильность»? Там же, чуть ниже: «...66 Гц. Для дома - высоковато, а в машине, принимая во внимание передаточную функцию салона, самое оно». Поясните, пожалуйста, этот тезис. Существуют ли какие-нибудь характеристики, которые делают невозможным использование автомобильных динамиков в домашних колонках?
     Денисюков П. (Тюмень)

     Интересный план. Только лучше не надо. Прежде всего, автомобильные динамики при равных характеристиках оказываются всегда дороже неавтомобильных, часто - довольно заметно. Это связано с необходимостью обеспечить их выживаемость в ужасных условиях эксплуатации. Поэтому, закупив, скажем, на четыре сотни динамиков автомобильной номенклатуры, можно быть уверенным, что половина этой суммы ушла в более дорогие материалы и технологии, обеспечивающие климатоустойчивость и широкий температурный диапазон работы головок. Дома-то Вам это надо?
     Среди мастеров car audio топ-класса как раз нередко встречалось обратное: уникальные акустические системы в машинах делались на головках, разработанных для домашних АС. Самый яркий пример: в BMW Эрла Заусмера - одной из самых знаменитых машин на планете, стоят динамики B&W из колонок Nautilus стоимостью 11000 долларов. Так вот: хозяин меняет динамики на новые каждые полгода, потому что в жаркой Аризоне за это время подвесы выходят из строя.
     Аналогичный случай известен с акустикой Dynaudio. Автомобильные системы этой фирмы знамениты своей дороговизной (до 1000 долларов за трехкомпонентную систему). В то же время можно купить почти такие же динамики, но специально выпускаемые компанией для любителей акустического творчества, примерно за 40% этой цены. В свое время кое-кто из установщиков повелся на такую перспективу, и в результате пошли рекламации. Руководство Dynaudio даже разослало по всем дилерам циркуляр, где объяснялось: бесплатных пирожных не бывает. Более высокая цена на специфически автомобильные Dynaudio включает в себя плату за то, что эти динамики никогда не выходят из строя, если только не добиваться этого методами диверсионной работы. А серия для самодельщиков будет чудесно работать в отапливаемом помещении, радуя слух и не насилуя кошелек. Это - что касается ценовых и технологических различий. Но есть еще и акустические, в основном относящиеся к басовым динамикам. Когда мы писали о «специфически автомобильном» сабвуфере и нижней граничной частоте, «высоковатой для дома...» и т.д. по тексту, имелось в виду следующее. В условиях помещения, если нужна нижняя граничная частота, скажем, 30 Гц, то такой она и должна быть у создаваемых колонок. А в машине такие АС будут отчаянно бубнить, потому что акустика тесного салона вызовет подъем АЧХ на нижних частотах с крутизной 12 дБ/окт. Начиная примерно с 50 - 80 Гц, в зависимости от размеров салона. Значит, где-то в этом диапазоне и должна находиться частота, ниже которой отдача сабвуфера падает, желательно - с той же крутизной. Затеяв делать колонки для дома на автомобильном сабвуфере, Вы для начала переплатите за то, что он прочнее обычного, более стоек к перегрузкам, которых дома не бывает - там уровни громкости обычно все же меньше, лучше защищен от агрессивных сред и так далее. А уже потом обнаружите, что получили очень мощный, надежный, но с никуда не годным звуком акустический агрегат.      Вы цитируете наше заключение о пригодности динамика для того или иного акустического оформления по показателю Fs/Qts. Когда говорится, что при значении этого параметра (энергетической полосы пропускания) больше 100 динамик подходит для фазоинвертора, а при существенно более низких значениях - для закрытого ящика, имеется в виду именно автомобильное применение головки. Для нужд домашнего аудио «опорное» значение этого параметра будет другим.
     Так что послушайте нашего совета: стройте домашнюю акустику на домашних динамиках, а автомобильную - на автомобильных. И денег сбережете, и главное - лучше играть будет. И там и там.



Добавил:  Павел (Admin)  [email protected] | 

Автор:  Неизвестно  Рейтинг@Mail.ru