Имитатор звука мотора и гудка автомашины
Еще один вариант электронного подражателя - он позволяет
имитировать рокот работающего двигателя внутреннего сгорания и тональный
сигнал гудка. Такое универсальное устройство поможет "оживать" различные
игрушки, макеты и модели машин и механизмов, например автомобилей,
мотоциклов, тракторов, тепловозов.
Основой устройства является несимметричный мультивибратор,
собранный на транзисторах VT1 и VT2 фазной структуры (рис.1). Расширить
возможности имитатора удалось за счет применения двух отдельных частотозависимых
цепей с различной постоянной времени, коммутируемых кнопочным переключателем
SB1. Включают устройство тумблером SA1, подав напряжение батареи GB1.
В положении SB1, показанном на схеме, частота колебаний
мультивибратора определяется параметрами времязадающей цепи R1R3C1,
соединенной с базой транзистора VT1. Генератор работает в режиме метронома,
вырабатывая периодически повторяющиеся импульсы со значительными паузами
между ними - работает "мотор". Его звуки воспроизводит динамическая
головка ВА1, включенная через трансформатор Т1, служащий коллекторной
нагрузкой транзистора VT2. Частоту "выхлопов" регулируют переменным
резистором R1. В верхнем по схеме положении его движка "выхлопы" редки.
Переводя движок в нижнее положение, сопротивление резистора уменьшают
- "мотор" прибавляет обороты, скорость увеличивается.
Рис.1
Если нужно подать звуковой тональный сигнал, нажимают
на кнопку SB1, и с базой транзистора VT1 окажется соединенной другая
цепь R2C2R4, преобразующая устройство в генератор звуковой частоты.
Длительность звукового сигнала зависит от времени нажатия кнопки.
В реальном механизме, скажем, в автомашине, громкий
сигнал гудка заглушает шум работающего двигателя, это обстоятельство
учтено и в имитаторе - стоит отпустить кнопку, сигналы переключаются
и слышен шум работающего "мотора". Когда "двигатель" нужно "заглушить",
его "обороты" снижают до минимума, а затем отключают питание - "мотор"
перестает работать, но не сразу. Слышится еще один-три такта "холостого
хода" с убывающей громкостью, что обусловлено энергией, запасенной
конденсатором С3.
О деталях. Транзисторы кремниевые маломощные: VT1 (n-p-n)
любой серий КТ201, КТ301, КТ306, КТ312, КТ315, КТ342, КТ373; VT2
(p-n-p) - любой серий КТ208, КТ209, КТ351, КТ352, КТ361. Постоянные
резисторы МЛТ-0,125-МЛТ-0,5; переменный резистор любого типа, желательно
группы А. Оксидные конденсаторы К50-3, К50-6; C2 - бумажный, металлобумажный
или керамический (БМ, МБМ, КЛС).
Трансформатор - выходной, от любого транзисторного радиоприемника.
Используется лишь одна половина первичной обмотки, имеющей средний
вывод. Динамическая головка - мощностью 0,1-2 Вт и с сопротивлением
звуковой катушки постоянному току 6 - 10 Ом. SA1 - тумблер любого
типа, например П1Т-1-1, МТ-1; SB1 - кнопка с самовозвратом типа
КМ1-1, КМД1-1 или самодельная на базе микропереключателя МП, а также
П2К без фиксатора. GB1-батарея 3336Л ("Рубин") или три последовательно
соединенных элемента 343, 373.
Собранное без ошибок устройство с применением исправных
элементов начинает функционировать сразу. Но поскольку максимум
и минимум оборотов двигателя у разных машин неодинаков, емкость
конденсатора C1 следует подобрать в пределах 1-5 мкф. Тональность
сигнала определяет в основном емкость конденсатора C2, которая колеблется
от 0,033 до 0,25 мкф, а громкость (и в небольших пределах тональность)
устанавливают подбором номинала резистора R4, изменяя тем самым
скважность импульсов звуковой частоты. Чтобы получить более глухие
"выхлопы", обмотку I шунтируют конденсатором емкостью 0,047 мкф.
Иногда регулятор частоты оборотов "мотора" (резистор
R1) совмещают с выключателем питания. В этом случае рекомендуем
применить переменный резистор с выключателем - ТК, ТКД или СП3-106.
Е. САВИЦКИЙ, г. Коростень, Житомирская обл., Моделист-Конструктор №8, 1989 г., стр.29