Противоугонное устройство, имитирующее неисправность двигателя
Похитители автомобилей становятся на редкость изобретательными в поиске и повреждении противоугонных устройств. А что если двигатель периодически запускается и глохнет? Если автомобиль оснащен аппаратурой, имитирующей неисправность двигателя, потенциальный похититель скорее всего не заподозрит действие противоугонного устройства и займется поисками новой жертвы.
Новое устройство обеспечивает нормальный запуск двигателя, а спустя 12 с размыкает цепь катушки зажигания, в результате чего двигатель глохнет. Через 4 с цепь вновь замыкается, позволяя похитителю возобновить запуск двигателя. Цикл повторяется, и еще через 12 с двигатель глохнет и не запускается. К этому времени похититель, возможно, отъедет на небольшое расстояние от места стоянки.
Похититель может тронуться с места в
автомобиле, оборудованном данной схемой, однако
он вскоре откажется от своих намерений после
неоднократной оста новки двигателя. ИС таймера
периодически отключает напряжение от катушки
зажигания, имитируя неисправность двигателя.
В схеме противоугонного устройства, приведенной
на рис. 1, используется ИС таймеры 555 и К/МОП ИС,
потребляющие малый ток. Покидая автомобиль,
водитель приводит в действие устройство
замаскированным выключателем Si. Некурящие
водители могут хорошо за- маскировать
переключатель Si в зажигалке, провод которой
отключается от аккумулятора и соединяется со
схемой в точке А. Для дополнительной защиты можно
выключатель зажигания соединить
последовательно с выключателем Si.
После того как схема установлена в рабочее
состояние выключателем Si, при включении
зажигания запускается триггер 1, собранный на
двух вентилях НЕ-И, в результате импульсы 0,5 Гц с
выхода таймера 555 поступают к сдвигающему
регистру CD 4015. ИС CD 4015 содержит два
четырехразрядных регистра, которые в данном
случае соединены последовательно. Спустя 12 с
(шесть импульсов) вентили НЕ-И открывают
транзистор Q2, который размыкает нормально
закрытые контакты реле и тем самым глушит
двигатель. После того как в сдвигающий регистр
поступят еще два импульса таймера, вентили НЕ-И
закрывают транзистор Q2, разрешая повторный пуск
двигателя.
Цикл возобновляется, но когда зажигание
включается в третий раз, включается триггер 2 и
запуск двигателя блокируется, пока не вернется
водитель, который разомкнет выключатель Si.
Временные диаграммы детально показаны на рис. 2.
Старт-стопные периоды противоугонной схемы составляют соответственно 12 и 4 с. После того как двигатель заглохнет в третий раз, он не может быть запущен, пока водитель не разомкнет выключатель Si, замаскированный в салоне автомобиля.
Чтобы сделать устройство непохожим на
противоугонное средство, его можно собрать на
небольшой плате и разместить в корпусе,
напоминающем прибор для контроля загрязнения
окружающей среды.
Подключив выводы 5 и 12 сдвигающего регистра к
дополнительному двухвходовому вентилю НЕ-И,
можно получить сигнал тревоги через 60 с. Вентиль
может управлять реле, включающим звуковой
сигнал, фары или сирену, если необходимо привлечь
внимание к похищаемому автомобилю.
Аналоги микросхем:
555 - КР1006ВИ1
CD4011 - 561ЛА7
CD4015 - 561ИР2