| ||||
Простой автосторож (конструкция 2)
| ||||
Какого автолюбителя
не волнует, как надежнее
защитить свои автомобиль от
угона или вторжения
посторонних лиц? Здесь, как
правило, на помощь приходит
электроника. Однако
большинство электронных
устройств, предназначенных для
защиты транспортных средств,
зачастую сложны и дороги, к
тому же для них нередко нужны
изолированные от корпуса
концевые выключатели. Все это
ограничивает широкое
применение таких “сторожей”
автолюбителями. У сторожевого устройства, собранного на двух транзисторах (рис. 1), первый каскад VT1 ограничивает ток, протекающий через контактную систему датчика. Это могут быть концевые или ртутные выключатели, датчики крена и т.д. На транзисторе VT2 собрано реле времени, обеспечивающее задержку включения “сторожа”. Она дает возможность выйти из автомобиля после включения охранного устройства. Длительность задержки в пределах 6—12 с устанавливают подбором емкости конденсатора С1. Реле К3 и
геркон К4 служат ключом к
“сторожу”. Геркон прячут под
какой-нибудь пластмассовой
(немагнитной) деталью внешней
облицовки кузова автомобиля в
месте, известном только
водителю.
Учтите, что “сторож” будет работать в условиях повышенных вибраций, запыленности, влажности. Поэтому монтаж должен быть жестким, пайки надежными. Такие требования обеспечивает печатный монтаж (рис.2).
Если к величине тока, протекающего через датчики, не предъявляют жестких требований, транзистор VT1 (рис. 1) в схеме сигнализатора можно исключить (рис. 3). Монтажная плата упрощенного варианта сторожевого устройства — на рисунке 4. При использовании “сторожа” для охраны помещений, например гаража, дачи и т. д., может потребоваться увеличить задержку включения устройства до 1 мин. В этом случае реле времени рекомендуем собрать на составном транзисторе (рис. 5), имеющем высокое входное сопротивление. Поэтому разрядный ток конденсатора С1 значительно снижается по сравнению с первой схемой (рис. 1), а время разряда соответственно увеличивается. Длительность задержки включения “сторожа” (рис. 5) зависит от емкости С1 и сопротивления резистора R4. Из-за большого разброса параметров транзисторов точные значения С1 и R4 в каждом конкретном случае подбирают экспериментально. Максимальная емкость С1 не должна превышать 500 мкФ, а сопротивление R4 может находиться в пределах 30—100 кОм. Иногда случается, что ток, протекающий через переход “коллектор — эмиттер” VT2, оказывается достаточным для открывания транзистора VT3. В этом случае в коллекторную цепь VT2 включают резистор сопротивлением 1— 2 кОм. Если же его будет недостаточно, то через резистор номиналом 20—50 кОм базу VT2 соединяют с общим проводом. Монтажная плата сторожевого устройства с реле времени из составном транзисторе представлена на рисунке 6. Часто возникает необходимость, чтобы “сторож” работал и нa размыкание контактной цепи. Схема такого охранного устройства — на рисунке 7. От первого
сигнализатора оно отличается
наличием исполнительного
каскада на транзисторе VT2. На
его базе постоянно
присутствует положительное
смещение, достаточное для
открывания транзистора. Но
поскольку сопротивление
датчика, включенного между
базой VT2 и общим проводом, во
много раз меньше номинала
резистора R2, на базе появляется
отрицательный запирающий
потенциал: транзистор закрыт.
Если теперь разорвать цепь
датчика, VT2 откроется,
сработает реле К2 и контакт К2.1
задействует каскад на
транзисторе VT1. При
необходимости дополнительное
устройство можно отключить
тумблером SA1). Электронный
“сторож” с дополнительным
устройством может охранять
стекла автомобиля или окон
помещения. Для этого на лобовое
и задние стекла приклейте по
периметру полоски фольги
шириной 5 — 8 мм и подключите
тонким многожильным проводом к
гнезду Х2. Ю. ШУРЧКОВ
Добавил: Павел (Admin) Автор: Ю. ШУРЧКОВ "Моделист-конструктор", N9 1985г Вас может заинтересовать:
|
||||
| ||||
|