| ||||
Компенсация фона в усилителях НЧ
| ||||
В высококачественных УНЧ с подъемом
10...20 дБ частотной характеристики на 50...60 Гц, применяют сложные
методы для снижения фона, которые не всегда приводят к желаемым
результатам.
Добиться полного уничтожения фона можно (в идеальном случае) путем подачи на предоконечный или оконечный каскад компенсирующего напряжения 50 Гц, но в обратной фазе. Для подбора фазы компенсирующее напряжение подается через фазовращатели, практические схемы которых приведены на рис.1, 2. Рис.1 Регулировка фазы производится сопротивлением R3 СП1 типа "В", которое можно заменить двумя последовательно соединенными обычными сопротивлениями типа "А" с номиналами 1 МОм и 35 кОм, так как сопротивления типа "А" изменяют свою величину от нуля скачками до 30...50 кОм. Это необходимо для получения плавного изменения фазы от 0 до 90 градусов. Регулировка амплитуды компенсирующего напряжения производится сопротивлением R5. Соотношение плеч делителя R4, R5 подбирается в зависимости от уровня фона в отдельных случаях практически. Их общее сопротивление должно быть примерно в пять раз больше сопротивления R3, чтобы его не шунтировать. Рис.2 Питание фазовращателя осуществляется от отдельной обмотки силового трансформатора с напряжением 4...6 В, которая легко может быть домотана поверх всех его обмоток (не разбирая трансформатора) любой тонкой проволкой, так как фазовращатель потребляет очень малый ток. На выход усилителя лучше всего включить осцилограф или вольтметр переменного тока на 0,5 В, и в случае отсутствия приборов настройку производят на слух по минимуму фона, что дает менее удовлетворительные результаты. Для предупреждения паразитной генерации, особенно когда компенсатор фона присоединяется к предоконечным каскадам, компенсатор следует помещать в отдельный экран, а провода, идущие от него, экранировать. Настройку компенсатора производят при отсутствии сигнала вращением осей переменных сопротивлений, выведенных на шасси под шлиц.
Добавил: Павел (Admin) Автор: В.Сиколенко. Радио №4/1957 год Вас может заинтересовать:
|
||||
| ||||
|