О ремонте НЧ головок громкоговорителей
А. ЗЫЗЮК, г.Луцк, Украина
Бытует мнение, что в Интернете можно найти любую информацию, хотя в отношении ремонтной практики, видимо, всегда будет существовать дефицит, даже если речь идет о несложной технике. Поэтому наиболее ценным оказывается собственный накопленный опыт.
Автор этой статьи тоже решил поделиться своим опытом в ремонте низкочастотных динамических головок бытовой аудиоаппаратуры.
В отношении ремонта громкоговорителей уже высказано много советов и рекомендаций [1—4]. Но стоило лишь самостоятельно заняться восстановлением работоспособности низкочастотных динамических головок, как пришлось столкнуться с новыми и неожиданными для себя обстоятельствами.
В Интернете можно найти фотографии с комментариями о ремонте головок, причем обычно отмечается несложность ремонта. Однако же, лишь немногие радиолюбители берутся за серьезный ремонт. Как правило, они ограничиваются простыми операциями, избегая более сложных и кропотливых процессов, требующих навыков и знания технологических тонкостей.
Для начала решите, стоит ли ремонтировать динамические головки? К примеру, по цене двух новых экземпляров головок серии 75ГДН-3 (любых модификаций) можно приобрести на вторичном рынке вполне исправную акустическую систему, в состав которой они входят. Пара низкочастотных (НЧ) головок 75ГДН-1 стоит немало, ремонт их также не дешев.
Следует отметить, что подобные головки очень надежны, но не все. Проблемы старения подвижной системы зачастую создают применяемые материалы, в частности полиуретан. Подвес диффузора, выполненный из него, со временем разрушается. В итоге нарушается центровка звуковой катушки, и эксплуатация головки становится невозможной. Подвес диффузора, выполненный из резины, служит в два раза дольше полиуретаново-го (так считается, но фактически он служит еще дольше). Однако звучание головок с подвесом из полиуретана, как считают аудиофилы, значительно естественнее. У резинового подвеса есть еще одно преимущество — намного легче его замена. И все-таки при ремонте многие не заменяют полиурета-новый подвес резиновым несмотря на технологические трудности.
Срок службы полиуретанового подвеса примерно десять лет. Разрушается полиуретан, как правило, постепенно. При деградации его свойств появляется риск серьезно повредить звуковую катушку при работе на значи-
тельной мощности. Впоследствии наступает время, когда полиуретан начинает быстро разрушаться (фото 1).
Так сложилось, что в самодельном сабвуфере мощностью более 400 Вт установили головки двух разных типов две 75ГДН-1-4 с подвесом из резины и четыре 75ГДН-3-4 с подвесом из поли-
уретана. В результате разрушения полиуретана произошло нарушение центровки звуковых катушек. К счастью, пока еще удается приобрести новые подвесы к головкам 75ГДН-3-4 (ЗОГД-11). Поэтому ремонтом всех четырех экземпляров головок решено было заняться самостоятельно, и это представлялось совсем несложной задачей.
Однако вскоре довелось убедиться, что полиуретановый подвес при замене приклеивать намного сложнее резинового. И с выбором клея надо быть предельно осторожным, так как он может не только необратимо деформировать (растянуть) полиуретан, но и разрушить его.
У головок группы 75ГДН (всех модификаций) большой воздушный зазор между звуковой катушкой и деталями магнитной системы, но нельзя забывать, в каких условиях они работают. НЧ головки эксплуатируют часто при большой или максимальной мощности. Главное здесь — большая амплитуда колебаний диффузора, который совершает не только поступательные движения Нарушение центровки катушки, как правило, уменьшает запас мощности на НЧ. Поэтому центровку в таких мощных НЧ головках проверяют куда более жестким способом: при глубоком смещении диффузора не должно быть никаких признаков задевания катушкой магнитной системы. Причем нажимать на диффузор следует не симметрично, как общепринято, а вблизи подвеса одним пальцем по всему периметру. Небольшой перекос катушки обнаруживается сразу. При работе на значительной мощности он обязательно даст о себе знать. Так, у двух из четырех ремонтируемых головок сабвуфера после замены полиуретанового подвеса потребовалось заново выполнить центровку катушки.
Для склеивания полиуретана с диффузором был выбран клей "Профессионал"* в зеленой упаковке (упаковки другого цвета использовать не рекомендуется)
Перед склеиванием освобождают от остатков старого клея и полиуретана как диффузор, так и корпус головки. Для этой цели удобно использовать скальпель. При необходимости остатки удаляют растворителем 646 или 647.
При склеивании полиуретана с диффузором клей "схватывает" быстрее, чем требуется. К тому же полиуре-тановые кольцевые подвесы (фото 2) существенно меньше по диаметру посадочного места. В результате подвес диффузора оказывается всегда в натянутом состоянии, а это создает немалые трудности при сборке.
Начинать нужно с приклеивания подвеса к диффузору. Когда клей высохнет, его приклеивают к корпусу головки. Если приклеить кольцо сначала к диффузородержателю, то избежать деформации кольца при его склеивании с диффузором не удастся. Центровка катушки нарушится еще больше и вероятно ее ухудшение со временем.
Сложности присутствуют и при склеивании полиуретанового подвеса с диффузородержателем. Если нанесенный клей уже загустел, то нельзя прикладывать чрезмерных усилий для из-
*В России производят клей "Уран" (его промышленный аналог Desmocoll). Он склеивает полиуретан, ПВХ, резину, искусственную кожу, ТЭП, оргстекло, пластики (кроме полиэтилена) в различных сочетаниях (Прим. ред.).
ft
менения положения подвеса. Тут следует воспользоваться растворителем. Его наносят кисточкой на те места, которые хотят сместить или отделить. Часто приходится наносить растворитель повторно, так как он быстро испаряется. Поскольку подвес по диаметру обычно меньше, чем диаметр диффузора и корпуса головки, то непросто угадать равномерность натяжения полиуретана по всей окружности. Именно эта неравномерность и создает проблемы — перекосы и складки. Все это приводит к нарушению центровки катушки.
Клей размягчает полиуретан, и он растягивается (расширяется) — это зависит от количества нанесенного клея. Пока клеим, все выглядит неплохо. Не следует наносить клей сразу на большие участки подвеса. Клеем нужно прихватить подвес сначала в нескольких местах. Важно заметить вовремя неравномерность натяжения полиуретана. Лучше своевременно отклеить проблемные участки и заново произвести процесс до полного приклеивания подвеса.
Не следует верить советам, где гарантируется успех центровки одним лишь размещением пленки в зазоре между катушкой и керном. Практика подтверждает, что это не соответствует действительности. Когда клей высыхает, катушка занимает совсем иное положение, чем требуется, и от ее центровки не остается и следа. Звуковую катушку в головках группы 75ГДН [5] удается отцентрировать простым и надежным способом.
После того как заменили подвес и клей высох, маркером отмечают место, со стороны которого происходит трение катушки о детали магнитной системы. Лучше всего это обнаруживается, когда с диффузора снят защитный колпачок. Если он помят, то предоставляется еще и возможность его полноценно выправить. Иногда выручает и сквозное отверстие в керне магнитной системы. Но оно есть лишь у некоторых моделей НЧ головок. В частности, и у 75ГДН-3-4 с полиурета-новым подвесом.
Если колпачок приклеен крепко, то после смачивания растворителем его отделяют от диффузора острым скальпелем. Делать это нужно осторожно, чтобы не повредить места соединения выводов катушки с токоотводами.
Сняв колпачок, проверяют положение катушки относительно керна — сразу видны проблемные участки. Место, где катушка прилегает к нему ближе всего, отмечают маркером. Затем отклеивают центрирующую гофрированную шайбу. Несмотря на ее кажущуюся
прочность, она тоже может порваться, поэтому перед снятием следует нанести на нее растворитель.
После отклеивания шайбы (гофра) катушка, как правило, "забывает" свое прежнее положение. При центровке пленка в зазоре полезна, если была отклеена шайба. Тогда при сборке пленку предварительно вставляют в
зазор перед установкой на прежнее место диффузора и шайбы, особенно после перемотки катушки.
Отметка маркером — хороший ориентир для того, чтобы точно знать, в какую сторону нужно смещать катушку. При этом даже на глаз можно практически идеально отцентрировать ее. Оттянув катушку в противоположную сторону от проблемного места (где возможно трение), приклеивают центрирующую шайбу к корпусу головки. Убедившись, что клей "прихватил" шайбу, проверяют ситуацию с центровкой. Катушка должна находиться строго посредине зазора. Может понадобиться повторить эту процедуру не один раз. В любом случае, переклеивать в одном-двух местах (точечно) гофр намного легче, чем полностью его приклеивать и заново все срывать. Затем проверяют центровку, как выше сказано, локальным нажатием последовательно по всему периметру диффузора.
Таким способом удавалось не только отцентрировать реставрированные мощные НЧ головки, но и исправлять неточно отцентрированные заводом-изготовителем.
Монтажную планку с контактными лепестками головки нужно проверить на надежность крепления. Планку из картона для увеличения жесткости и фиксации можно пропитать клеем или вообще заменить текстолитовой.
При изъятии низкочастотной головки из корпуса громкоговорителя надо быть готовым к неприятному сюрпризу. Соединительные провода к головке, как правило, очень короткие, из-за чего есть риск повредить выводы катушки. Подводящие монтажные провода желательно удлинить.
На фото 3 показаны три из четырех отремонтированных экземпляров головок 75ГДН-3-4 вместе с двумя исправными "резиновыми" ЗОГД-2
ЛИТЕРАТУРА
1. Шоров В. Улучшение головок громкоговорителей. — Радио. 1986, № 4, с. 39—41.
2. Четвериков А. Доработка динамических головок ЮГД-ЗОБ и 25ГД-26. — Радио, 1992, №11, с. 18.
3. Косарев В. Пылезащитные колпачки динамических головок. Любительская технология изготовления. — Радио, 2009, № 2, с. 17—20.
4. Левашов А. О доработке низкочастотных динамических головок. — Радио, 2010, №8, с. 16.
5. Бурко В. Г., Лямин П. М. Бытовые акустические системы: эксплуатация и ремонт. — Мн.: Беларусь, 1996.