Таймер обогревателя зеркал заднего вида
В. СУРОВ, г. Горно-Алтайск
В настоящее время многие современные автомобили оснащают такой полезной опцией, как подогрев зеркал заднего вида. При желании подобные нагреватели можно установить практически на любой автомобиль самостоятельно, благо в продаже они есть. К сожалению, какой-либо информации об устройствах управления такими нагревателями производители не дают. О том, как решить проблему, рассказывает автор этой статьи.
После приобретения пары необходимых нагревателей я разработал, собрал и установил в свой автомобиль простой таймер для управления ими. Время работы таймера (1...20 мин) может быть запрограммировано пользователем. Имеется возможность программного включения обогревателя при дистанционном запуске двигателя автомобиля, а также блокирование работы нагревателя при напряжении в бортовой сети автомобиля ниже 12,5 В (о чем сигнализирует мигание светодиода).
Таймер (см. схему на рис. 1) выполнен на базе недорогого восьмивыводного микроконтроллера PIC12F629, имеющего в своем составе встроенный компаратор, который использован для контроля уровня напряжения бортовой сети. Управляют таймером кнопкой SB1 Режимы его работы индицирует светодиод HL1. Питаются таймер и нагреватели с контакта "30" замка зажигания автомобиля (выводы 1 -4 соединителя Х1). Напряжение питания микроконтроллера DD1 стабилизировано микросхемой DA1.
Микроконтроллер настроен на работу с внутренним RC-генератором частотой 4 МГц. С учетом значения калибровочной константы для внутреннего генератора временная погрешность при отсчете таймером обогревателя двадцати минут при комнатной температуре не превышала одной секунды.
Работа таймера начинается после поворота ключа зажигания в положение "Зажигание", когда на устройство поступает напряжение питания. Микроконтроллер сравнивает входное напряжение с делителя напряжения R1R2 с программно заданным значением образцового напряжения 1,875 В источника, встроенного в микроконтроллер. Если входное напряжение ниже образцового, происходит блокирование работы таймера. Светодиод HL1 в этом случае мигает с частотой 1 Гц.
Если напряжение бортовой сети больше 12,5 В, напряжение на входе CIN микроконтроллера превышает образцовое, светодиод HL1 выключен, устройство готово к работе. При однократном нажатии на кнопку SB1 через транзистор VT1 на обмотку реле К1 поступает рабочее напряжение. Контакты К1.1 реле замыкаются и подают на выводы 1, 2 соединителя Х1 напряжение для питания подключаемых к этим выводам нагревательных элементов, установленных в корпусах зеркал заднего вида. Одновременно включается светодиод HL1.
Для выключения обогревателя достаточно еще раз нажать на кнопку. Время прогревания по умолчанию равно 2 мин. Если пользователь желает установить другое время (в пределах 1...20 мин), необходимо сначала нажать на кнопку SB1 (светодиод выключен) на время около 10 с и, когда светодиод начнет мигать — всего три раза, кнопку отпустить. Последующие кратковременные нажатия на кнопку SB1, пауза между которыми не должна превышать 5 с, будут записывать в память EEPROM микроконтроллера необходимое число минут с шагом одно нажатие — одна минута.
Если после входа в режим программирования кнопку не нажимать или число нажатий более 20, в память микроконтроллера будет занесено значение в 1 мин. Через 5 с после последнего нажатия светодиод HL1 мигнет три раза, подтверждая этим окончание записи и выход из режима программирования.
Если в автомобиле используется дистанционный запуск двигателя, то пользователь может запустить функцию автоматического включения обогревателя через 10 с после дистанционного запуска двигателя автомобиля. Для этого необходимо при отключенном устройстве (зажигание выключено) нажать на кнопку SB1, после чего включить зажигание. Светодиод HL1 начнет мигать с частотой 1 Гц. Теперь можно вытащить ключ зажигания и поставить машину на охрану. После отработки одной процедуры автоматического включения обогревателя указанная функция обнуляется.
Устройство выполнено на печатной плате из фольгированного гетинакса толщиной 1 мм. Чертеж платы показан на рис. 2. Плата прикреплена в салоне автомобиля за одной из заглушек на приборной панели. В заглушке надо просверлить отверстия для светодиода и кнопки В качестве соединителя Х1 в устройстве применена колодка с винтовыми зажимами DG126-5.0-02Р-14. Реле К1 — BS-115C фирмы Bestar. Возможна его замена на отечественное автомобильное, например 711.3747-02, с корректировкой размеров и рисунка печатной платы. Кнопка SB1 — SPA-106, она прикреплена к плате проволочным хомутом и для надежности вместе со светодиодом HL1 приклеена эпоксидным клеем. Вид готового устройства показан на рис. 3.
От редакции. Исходный текст и коды , программы для микроконтроллера находятся на нашем FTP-сервере по адресу <ftp://ftp.radio.ru/pub/2011/02/zerk.zip>.