Универсальное зарядное устройство на MAX1501
Всем привет. Есть у меня философская мысль. Человечество вымрет все таки. Причем вымрет не от того, что враз загадит весь свой ареал обитания, а от лени. Да, да - именно от нее. Причем, самое парадоксальное заключается в том, что лень - это двигатель прогресса, но в то же время, этот самый прогресс порождает в человеке еще большую лень. К чему это я все говорю то? Да вот, навеяло очередным достижением заморской микроэлектроники. Судите сами - есть одна микросхема о 16 выводах. С помощью нее, одного резистора, двух светодиодов и двух конденсаторов делается универсальное зарядное устройство для любых типов аккумуляторов. То есть, для LiIon/NiCd/NiMH. Да вот вы сами посмотрите на схему то:
Ну и как тут жить в гармонии с самим собой? Понятно, что как радиолюбитель, я должен совершенно самостоятельно разработать страшенную схему зарядного устройства, где будет эдак десятка два транзисторов и потом гордо представить её публике. Но как можно пройти мимо такой абсолютной простоты? Ладно, лирику в сторону, будем обозревать схему. Начнем с основных параметров микросхемы MAX1501:
Тип заряжаемых аккумуляторов | LiIon, NiCd, NiMH |
Максимальный зарядный ток, А | 1,4 |
Выходное напряжение в режиме заряда, В: | |
LiIon | 4,1/4,2 |
NiCd/NiMH | 4,5/4,95 |
Диапазон рабочих температур, С | -40:+85 |
При этом надо еще отметить, что если LiIon аккумулятор
заряжается в гордом одиночестве, то NiCd или NiMH подключается сразу три
штуки. Ну а дальше, несколько фич, которые никого не могут оставить
равнодушными: не нужен радиатор на микросхему, не смотря на изрядный ток;
регулируемый максимальный ток заряда; температурный контроль и отключение
заряда при определенной температуре; программируемый таймер максимального
времени заряда; автоматический повтор зарядки при разряде подключенной
батареи; ограничение зарядного тока при включении устройства. Такой вот
списочек. Теперь о самой процедуре заряда - она происходит так. После
включения, микросхема начинает заряжать аккумулятор малым током - 10% от
максимального зарядного тока, установленного резистором R1. При достижении
на аккумуляторе напряжения 2,8 вольта он получает здоровенного пинка в
виде полной величины зарядного тока, то есть включается режим быстрой
зарядки(fast charge). Ну а по достижении напряжения 4,5 или 4,1 вольта в
зависимости от типа аккумулятора, зарядный ток начинает снижаться, а после
снижения оного на 30% от номинального значения загорается светодиод HL1,
что означает окончание заряда. Светодиод HL2 горит в течение всего цикла
заряда. Я даже табличку с компонентами приводить не буду - ну не зачем
совершенно. Только пара замечаний:
1. Конденсаторы С1 и С2 -
керамические.
2. Резистор R1, определяющий зарядный ток считается по
формуле: R=1000*(1.4/I), где I - это необходимый зарядный ток
аккумулятора.
Источник: www.radiokot.ru