СЛОВЕСНЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ КОДА МОРЗЕ
В последнее время для ускоренного обучения радистов приему на слух и передаче на ключе телеграфной азбуки все большее распространение получает новая методика, в основу которой положена система словесного выражения кода Морзе - СВКМ (см. "Радио", 1973, № 6, "Техника и вооружение", 1973, № 3).
Квалифицированное использование системы СВКМ позволяет добиться высокие результатов в подготовке радиотелеграфистов. Это, например, подтверждает опыт работы Костромской РТШ, где применяют новую методику обучения, и отзывы, поступающие из воинских частей, в которых проходят службу выпускники этой радиошколы: радиотелеграфисты, подготовленные Костромской РТШ, уже после двух месяцев службы были допущены к самостоятельному несению радиовахты.
Система СВКМ успешно применяется в Армавирской РТШ и других учебных организациях, готовящих радиотелеграфистов для службы в армии.
В 1976-1977 гг. в ряде РТШ ДОСААФ и учебных подразделений войсковых частей был проведен эксперимент, позволивший определить, как сами обучаемые оценивают, различные наборы слов - "мелодий" системы СВКМ с точки зрения лучшего их восприятия. В результате были отобраны слова, получившие наибольшее количество баллов (см. таблицу).
В отличие от набора слов - "мелодий", опубликованных в журнале "Радио" (1973, № 6), здесь произведены незначительные изменения в соответствии с принципами построения системы словесного выражения кода Морзе (СВКМ), сущность которой, напомним, заключается в следующем:
- комбинации длинных и коротких звуковых импульсов (точек и тире), образующие знаки кода Морзе, обозначаются комбинациями слогов одного из знакомых слов русского языка. Это слово должно начинаться с той буквы, которой оно трансформируется в код Морзе, либо отражать смысл обозначаемого знака (для цифр, мягкого, разделительного и т. п. знаков);
- количество слогов в этом слове должно быть равно количеству звуковых импульсов (точек и тире), комбинации которых образуют знаки азбуки кода Морзе;
- слоги, в состав которых входят гласные а, о, ы, должны соответствовать тире, а все остальные слоги и слог ай - точке;
- для придания ритмической структуры, отражающей ритмическую структуру знаков кода Морзе на все слоги, содержащие гласные а, о, ы (за исключением слога ай), т. е. на слоги, обозначающие тире, всегда ставится ударение вне зависимости от того ударения, которое обычно ставится в выбранном слове. Все остальные слоги - безударные.
Методика ускоренного обучения радиотелеграфистов с помощью системы СВКМ не сложна. При разучивании графического обозначения знаков кода Морзе обучаемому нужно запомнить набор слов, обозначающих знаки кода, и правила построения системы СВКМ. Затем, в соответствии с этими правилами, поставить над слогами, в состав которых входят гласные а, о, ы, тире (-), а над остальными слогами - точку (.). Например: Д - домики (до-ми-ки). При приеме на слух комбинации звуковых импульсов сопоставляются со слогами выбранного слова и записывается первая буква этого слова.
При передаче на ключе обучаемый мысленно произносит слово, обозначающее передаваемый знак, и синхронно с произношением манипулирует телеграфным ключом. Например, при передаче знаков Д обучаемый произносит до-ми-ки и синхронно с произношением манипулирует ключом.
Следует еще раз заметить, что знание обучаемым принципов построения системы СВКМ позволяет ему осмысленно и активно применять набор слов - "мелодий" при разучивании азбуки кода Морзе, при выработке навыков скоростного приема и передачи сигналов по этому коду.
Буквы и цифры |
Словесное обозначение |
Слоговое обозначение |
Код Морзе |
А |
айда |
ай-да |
.- |
Б |
баки текут |
бa-ки-те-кут |
-... |
В |
видала |
ви-да-ла |
.-- |
Г |
гаражи |
га-ра-жи |
..- |
Д |
домиики |
до-ми-ки |
-.. |
Е |
есть |
есть |
. |
Ж |
железисто |
же-ле-зи-сто |
...- |
З |
закатики |
за-ка-ти-ки |
--.. |
И |
иди |
и-ди |
.. |
Й |
йесна пара |
йес-на-па-ра |
.--- |
К |
как же так |
как-же-так |
-.- |
Л |
лунатики |
лу-на-ти-ки |
.-.. |
М |
мама |
ма-ма |
-- |
Н |
номер |
но-мер |
-. |
О |
около |
о-ко-ло |
--- |
П |
пила поет |
пи-ла-по-ет |
.--. |
Р |
решает |
ре-ша-ет |
.-. |
С |
синее |
си-не-е |
... |
Т |
так |
так |
- |
У |
унесла |
у-не-сла |
..- |
Ф |
филимончик |
фи-ли-мон-чик |
..-. |
Х |
химичите |
хи-ми-чи-те |
.... |
Ц |
цапли наши |
ца-пли-на-ши |
-.-. |
Ч |
чаша тонет |
ча-ша-то-нет |
---. |
Ш |
шаровара |
ша-ро-ва-ра |
---- |
Щ |
ща вам не ша |
ща-вам-не-ша |
--.- |
Ь |
то мягкий знак |
то-мяг-кий-знак |
-..- |
Ы |
ы не надо |
ы-не-на-до |
-.-- |
Э |
элероники |
э-ле-ро-ни-ки |
..-.. |
Ю |
юлиана |
ю-ли-а-на |
..-- |
Я |
я мал, я мал |
я-мал-я-мал |
.-.- |
Рзд |
разделите-ка |
ра-зде-ли-те-ка |
-...- |
1 |
и только одна |
и-то-лько-о-дна |
.---- |
2 |
две не хорошо |
две-не-хо-ро-шо |
..--- |
3 |
три тебе мало |
три-те-бе-ма-ло |
...-- |
4 |
четверите-ка |
че-тве-ри-те-ка |
....- |
5 |
пятилетие |
пя-ти-ле-ти-е |
..... |
6 |
по шести бери |
по-ше-сти-бе-ри |
-.... |
7 |
да, да семери |
да-да-се-ме-ри |
--... |
8 |
восьмого иди |
во-сьмо-го-и-ди |
---.. |
9 |
нона нонами |
но-на-но-на-ми |
----. |
0 |
ноль то около |
ноль-то-о-ко-ло |
----- |