Сигнализатор ручного тормоза
Предлагаемое устройство предназначено для подачи прерывистого звукового и светового сигнала водителю при трогании автомобиля с включенным ручным тормозом. Схема его подключения показана на примере автомобиля “Москвич-2140”, но может быть выполнена на других моделях автомашин.
Оповещение
водителя о нарушении
герметичности гидросистемы
тормозных механизмов колес и
включении ручного тормоза
автомобиля “Москвич-2140”
производится с помощью одной
сигнальной лампы,
установленной на панели
приборов. При включении
ручного тормоза лампа
загорается постоянным светом,
что не всегда привлекает
внимание водителя в отличие от
мигающего, и зачастую даже
опытные водители забывают
выключить ручной тормоз при
трогании и движении
автомобиля. Это вызывает
повышенный износ тормозных
накладок, дополнительную
нагрузку на двигатель и
нарушение регулировки системы
привода ручного тормоза.
Устройство, схема которого
показана на рисунке, состоит из
звукового генератора,
собранного на транзисторах VT1,
VT2, мультивибратора на
транзисторах VT3, VT4 (обмотка
реле К.1 включена в цепь
коллектора VT3); дополнительного
выключателя SB2 и штатных
элементов
электрооборудования—ключа
зажигания SA1, датчика SP
герметичности гидропривода
тормозов, выключателя SB1
сигнальной лампы ручного
тормоза и сигнальной лампы HL.
Выключатель SB2 установлен под
педалью сцепления по аналогии
с выключателем стоп-сигнала
педали ножного тормоза. При
нажатии на педаль сцепления
контакты выключателя SB2
замыкаются, при отпускании —
размыкаются.
В табл. 1
показаны состояния
индикаторов при действиях
водителя ручным тормозом
(переключатель SB1) и педалью
сцепления (переключатель SB2)
при трогании и движении
автомобиля с нормальной и
нарушенной герметичностью
гидропривода тормозов.
Устройство подключается
клеммами 1, 2 к выключателю SB2
педали сцепления, клеммой 3 — к
освободившемуся от проводника
(а) контакту выключателя SP (см.
рис. 2). Отключенный проводник
(а) выключателя SB1
подсоединяется к клемме 4,
клемма 5 — к шине питания +12 В.
Таблица 1
Ситуация |
световая индикация HL |
звуковая индикация HA |
|
1 | Питание отключено | 0 |
0 |
Нормальная герметичность гидропривода тормозов |
|||
2 | Ручной тормоз включен, стоянка автомобиля | Х |
0 |
3 | Троганне и движение автомобиля с выключенным ручным тормозом | 0 |
0 |
4 | Трогание автомобиля с включенным ручным тормозом | Х |
Х |
5 | Движение автомобиля с включенным ручным тормозом | Х |
0 |
Нарушение герметичности гидропривода тормоза |
|||
6 | Ручной тормоз включен (выключен), стоянка автомобиля | + |
0 |
7 | Трогание и движение автомобиля с выключенным ручным тормозом | + |
0 |
8 | Трогание автомобиля с включенным ручным тормозом | + |
Х |
9 | Движение автомобиля с включенным ручным тормозом | + |
0 |
Примечание: 0 - индикация отсутствует; Х - индикация прерывистая; + индикация постоянная. |
В устройстве использованы транзисторы МП25 со статическим коэффициентом передачи тока 20...35, конденсаторы — C1, C2 — МБМ, СЗ — К50-6, резисторы МЛТ, реле РЭС-15 (паспорт РС4.591.003.П2), звуковой излучатель—капсуль ДЭМШ-1А, выключатель SB2—микропереключатель МП-1 с соответствующими элементами крепления.
Длительная эксплуатация устройства показала его надежность, удобство и необходимость.