Портал для радиолюбителей
   Электронный тахометр для автомобиля
    Главная -> Статьи -> Автомобильная электроника -> Электронный тахометр для автомобиля


<< Назад в раздел   Распечатать Дата добавления: 2008-05-16 | Просмотров: 10635

Водителю иногда интересно знать, какое число оборотов развивает двигатель автомашины. Определить это можно с помощью несложного электронного тахометра (рис. 1), измерительный прибор которого, градуированный в числах оборотов, удобно расположить поблизости от рулевого управления.

Схема электронного тахометра для автомобиля
рис. 1

Основой тахометра является управляемый мультивибратор на транзисторах Т1, Т2. Он дает узкие прямоугольные импульсы, длительностью около 0,5 мксек, с постоянной амплитудой. Постоянство амплитуды выходных импульсов достигается стабилизацией питающего мультивибратор напряжения с помощью стабилитрона Д1.


Транзистор ТЗ, включенный по схеме эмиттерного повторителя, служит для согласования выходного сопротивления мультивибратора с внутренним сопротивлением измерительной головки ИП. Индикатор дает показания при поступлении на базу транзистора ТЗ импульсов от мультивибратора. Так как их амплитуда и длительность постоянны, то показания прибора прямо пропорциональны частоте следования этих импульсов. Чем они чаще, тем больше показание прибора.

Управляющие мультивибратором импульсы подаются на конденсатор С3 и базу транзистора Т2. Их получают с емкостного датчика, выполненного в виде нескольких витков (5-10) провода ПЭЛШО 0,31 навитых на общий провод, подводящий питание к распределителю (рис. 2). Чтобы датчик не смещался по проводу, его начало и конец укрепляют липкой хлорвиниловой изоляционной лентой.

 рис. 2
рис. 2

Калибровку прибора производят по схеме (рис. 3) при помощи генератора прямоугольных импульсов. Напряжение на выходе генератора устанавливают около двух вольт. При работе тахометра он получает по 4, 6 или 8 импульсов (от системы зажигания) за один оборот вала двигателя, в зависимости от числа его цилиндров. Таким образом, число оборотов будет равно числу получаемых импульсов, деленному на число цилиндров. Например, если частота импульсов от 4-х цилиндрового мотора составляет 10 000 в минуту, то число его оборотов составляет 10 000 : 4=2 500 об/мин.

Схема калибровки электронного тахометра для автомобиля
рис. 3

Показания прибора могут быть неустойчивы или неверны, если с датчика оборотов подаются импульсы с чрезмерно большой амплитудой. В этом случае необходимо уменьшить число витков датчика.

Если нет возможности воспользоваться измерительным сигнал-генератором, то с достаточной для практики точностью, можно прокалибровать тахометр с помощью обычного омметра. В этом случае нужно подобрать суммарное сопротивление резисторов R7 и R8 согласно таблице.

Максимальное число оборотов

4-х цилиндровый

6-ти цилиндровый

об/мин

R7+R8, Ом

R7+R8, Ом

5 000
8 000
10 000

180
520
800

500
1200
1500

Конструкция прибора может быть любой. Проще всего монтажную плату, несущую на себе основные элементы, прикрепить к стрелочному прибору сзади, к его выводным зажимам.

Литература:

1. "Practical Wireless", 1972, февраль.

Примечание редакции. В тахометре можно применить любые низкочастотные, маломощные транзисторы, например, МП40 и стабилитрон Д808 или Д809.



Добавил:  Павел (Admin)  
Автор:  Неизвестно 

Вас может заинтересовать:

  1. Плавное выключение дальнего света
  2. Индикатор уровня воды в радиаторе
  3. Автоматическое зарядное устройство для автомобильных свинцово-кислотных аккумуляторов
  4. Реле паузы на задний стеклоочиститель
  5. Многоуровневый индикатор напряжения


    © PavKo, 2007-2018   Обратная связь   Ссылки   Яндекс.Метрика