Портал для радиолюбителей
   Имитатор звука мотора и гудка автомашины
    Главная -> Статьи -> Бытовая электроника -> Имитатор звука мотора и гудка автомашины


<< Назад в раздел   Распечатать Дата добавления: 2007-12-19 | Просмотров: 8498

Еще один вариант электронного подражателя - он позволяет имитировать рокот работающего двигателя внутреннего сгорания и тональный сигнал гудка. Такое универсальное устройство поможет "оживать" различные игрушки, макеты и модели машин и механизмов, например автомобилей, мотоциклов, тракторов, тепловозов.
  Основой устройства является несимметричный мультивибратор, собранный на транзисторах VT1 и VT2 фазной структуры (рис.1). Расширить возможности имитатора удалось за счет применения двух отдельных частотозависимых цепей с различной постоянной времени, коммутируемых кнопочным переключателем SB1. Включают устройство тумблером SA1, подав напряжение батареи GB1.
  В положении SB1, показанном на схеме, частота колебаний мультивибратора определяется параметрами времязадающей цепи R1R3C1, соединенной с базой транзистора VT1. Генератор работает в режиме метронома, вырабатывая периодически повторяющиеся импульсы со значительными паузами между ними - работает "мотор". Его звуки воспроизводит динамическая головка ВА1, включенная через трансформатор Т1, служащий коллекторной нагрузкой транзистора VT2. Частоту "выхлопов" регулируют переменным резистором R1. В верхнем по схеме положении его движка "выхлопы" редки. Переводя движок в нижнее положение, сопротивление резистора уменьшают - "мотор" прибавляет обороты, скорость увеличивается.


Рис.1


  Если нужно подать звуковой тональный сигнал, нажимают на кнопку SB1, и с базой транзистора VT1 окажется соединенной другая цепь R2C2R4, преобразующая устройство в генератор звуковой частоты. Длительность звукового сигнала зависит от времени нажатия кнопки.
  В реальном механизме, скажем, в автомашине, громкий сигнал гудка заглушает шум работающего двигателя, это обстоятельство учтено и в имитаторе - стоит отпустить кнопку, сигналы переключаются и слышен шум работающего "мотора". Когда "двигатель" нужно "заглушить", его "обороты" снижают до минимума, а затем отключают питание - "мотор" перестает работать, но не сразу. Слышится еще один-три такта "холостого хода" с убывающей громкостью, что обусловлено энергией, запасенной конденсатором С3.
  О деталях. Транзисторы кремниевые маломощные: VT1 (n-p-n) любой серий КТ201, КТ301, КТ306, КТ312, КТ315, КТ342, КТ373; VT2 (p-n-p) - любой серий КТ208, КТ209, КТ351, КТ352, КТ361. Постоянные резисторы МЛТ-0,125-МЛТ-0,5; переменный резистор любого типа, желательно группы А. Оксидные конденсаторы К50-3, К50-6; C2 - бумажный, металлобумажный или керамический (БМ, МБМ, КЛС).
  Трансформатор - выходной, от любого транзисторного радиоприемника. Используется лишь одна половина первичной обмотки, имеющей средний вывод. Динамическая головка - мощностью 0,1-2 Вт и с сопротивлением звуковой катушки постоянному току 6 - 10 Ом. SA1 - тумблер любого типа, например П1Т-1-1, МТ-1; SB1 - кнопка с самовозвратом типа КМ1-1, КМД1-1 или самодельная на базе микропереключателя МП, а также П2К без фиксатора. GB1-батарея 3336Л ("Рубин") или три последовательно соединенных элемента 343, 373.
  Собранное без ошибок устройство с применением исправных элементов начинает функционировать сразу. Но поскольку максимум и минимум оборотов двигателя у разных машин неодинаков, емкость конденсатора C1 следует подобрать в пределах 1-5 мкф. Тональность сигнала определяет в основном емкость конденсатора C2, которая колеблется от 0,033 до 0,25 мкф, а громкость (и в небольших пределах тональность) устанавливают подбором номинала резистора R4, изменяя тем самым скважность импульсов звуковой частоты. Чтобы получить более глухие "выхлопы", обмотку I шунтируют конденсатором емкостью 0,047 мкф.
  Иногда регулятор частоты оборотов "мотора" (резистор R1) совмещают с выключателем питания. В этом случае рекомендуем применить переменный резистор с выключателем - ТК, ТКД или СП3-106.

Е. САВИЦКИЙ, г. Коростень, Житомирская обл., Моделист-Конструктор №8, 1989 г., стр.29


Добавил:  Павел (Admin)  
Автор:  Е. САВИЦКИЙ, г. Коростень, Житомирская обл., Моделист-Конструктор №8, 1989 г., стр.29  

Вас может заинтересовать:

  1. Устройство защиты сильноточной аппаратуры
  2. Мелодичный звонок на микросхеме УМС8
  3. Автоматическая защита сетевой радиоаппаратуры
  4. Схема питания высоковольтных ламп дневного света от аккумуляторной батареи
  5. Прибор ночного видения своими руками


    © PavKo, 2007-2018   Обратная связь   Ссылки views: 6935 -- users: 6758 -- web3 Рейтинг@Mail.ru   Яндекс.Метрика