Портал для радиолюбителей
   Питание ИС ШИМ контроллера и драйверов затвора стабилизированным напряжением
    Главная -> Статьи -> Блоки питания, зарядные устройства -> Питание ИС ШИМ контроллера и драйверов затвора стабилизированным напряжением


<< Назад в раздел   Распечатать Дата добавления: 2008-07-27 | Просмотров: 7494

(c) klausmobile 2000

Во многих практических конструкциях автомобильных ПН микросхема ШИМ контроллера (например TL494, SG3524 и т.п.) питается непосредственно от входа REMOTE (смотри описания ПН усилителей MTX и Jensen) через прямо включенный защитный диод. При наличии внешнего драйвера затвора (инвертора, повторителя) - ток потребления от шины REMOTE не превышает 20 мА и таким образом укладывается в возможности любого головного устройства. При работе ИС контроллера напрямую на затворы МДП ключей ее средний ток потребления возрастает до 50-80 мА (тепловой предел для ИС в DIP16 корпусе - 1 Вт при 45С). Что также вряд ли способно перегрузить источник REM-сигнала. Тогда зачем выдумывать отдельный стабилизатор или ключ для питания ИС контроллера?

А вот зачем. Затвор МДП-транзистора - это просто нелинейная емкость. Причем нелинейна она только до момента полного открытия канала (насыщения), далее ее можно уверенно считать простым конденсатором. В зависимости от температуры, обычный МДП транзистор начинает открываться при Uзи=2-4В, насыщение - в зависимости от Т, Iс и Uси происходит при напряжении порядка 5-10В. Например, для IRFI 1010N (прекрасный низкоомный ключ) при 25С предельный паспортный ток 49А достигается при 6В, при 175С - при 6.5В на затворе (заряд на затворе около 60 нКл).


Если же напряжение на затворе продолжает расти, то ... предел по току и тепловой мощности от этого точно не изменится. Зато на затворе появится избыточный положительный заряд - порядка 6 нКл на каждый вольт, и при +12В на затворе достигает 100 нКл.

А вот при закрытии транзистора избыточный заряд нам точно не нужен. Ведь пока сквозь драйвер затвора не стекут на землю те самые 100-60=40 нКл "лишнего" заряда, транзистор все еще открыт в полную силушку. Это и ненужная задержка выключения, и лишняя нагрузка на драйвер затвора (вынуждающая ставить неоправданно мощные повторители).

Давайте прикинем. Напряжение бортсети на ходу - 14В. На выходе Remote - 13В. Минус 0.6В на диоде = 12.4В питания микросхемы. Если ее выходные транзисторы (Дарлингтоны) включены эмиттерным повторителем, импульс на выходе достигает 11.0В. Внешний повторитель отнимет еще 1В. Итого - 11В без внешнего драйвера, 10В с таковым. Избыток налицо.

Что же делать? Питать всю цепь возбуждения (ИС+драйверы) от линейного стабилизатора, дающего ровно столько вольт питания сколько нужно. А нужно: 7В на затворе + 0.7В на повторителе + 1.3В на транзисторе ИС = итого 9В. А чтоб с запасом было - 10В.

Причем желательно ток питания брать от АКБ, а включать стабилизатор - слабым током от шины Remote. И чтоб поменьше лишних деталей.

Для решения задачи идеально подходит LM2931, советский аналог 1156ЕН5. Но только в 5-выводном транзисторном корпусе! (есть варианты с фиксированным Uвых, с 3 выводами).

Эта схема специально разработана для автомобильного примения. Особенности по сравнению с обычными 3-выводными стабилизаторами:

- Регулировка выходного напряжения 1.2-36В, выходной ток до 100 мА.

- Падение напряжения при токе 100 мА - типовое 300 мВ, максимум 600 мВ.

- Отключение нагрузки при переполюсовке питания и аварийном превышении питания (защита от импульсов -50 ... +60В, постоянного напряжения -30...+36В).

- Дистанционный запуск положительным логическим сигналом (требуется 1 внешний NPN транзистор, управляющий ток до 50 мкА).

- Ток потребления не выше 1 мА

Вот так выглядит простейшее типовое включение:

Выходное напряжение задается делителем R4/R5 : U=1.2В * (R4+R5) / R4. Значение R4 (на нем падает 1.2В опорного напряжения) - до 51 кОм, можно и меньше. R3 - от 10 до 51 кОм. Транзистор - любой маломощный с малым обратным током коллектора.

ИС включается, когда напряжение на входе Adj (коллектор Q1) падает ниже 2В. Конденсаторы, показанные на схеме, обеспечивают устойчивость стабилизатора и должны располагаться непосредственно рядом с выводами ИС. Импульсную нагрузку (ШИМ контроллер, повторители) - шунтировать локальными керамическими конденсаторами.

Входной транзистор можно заменить на транзисторный оптрон (с малым током утечки), с подходящим балластным резистором в первичной цепи - тогда гарантирована устойчивость от помех по управляющему входу.

Благодарности, ссылки, примечания

  • Даташит - Cайт National Semiconductors или www.chipinfo.ru
  • "Микросхемы для линейных источников питания", Додэка, Москва 1999


Добавил:  Павел (Admin)  
Автор:  (c) klausmobile 2000 

Вас может заинтересовать:

  1. Улучшенные стабилизаторы параллельного типа (аналоги мощного стабилитрона)
  2. Автоматическое зарядное устройство для автомобильных аккумуляторов
  3. Простые двуполюсные генераторы тока на ПТ
  4. Собираем импульсный БП на микросхеме KA2S0880
  5. Мощный преобразователь напряжения 12V / 220V


    © PavKo, 2007-2018   Обратная связь   Ссылки   Яндекс.Метрика